Previous Entry Поделиться Next Entry
Велопутешествие по Горному Алтаю. День одиннадцатый
dkarpunin
Велопутешествие по Горному Алтаю. День десятый



17 июля 2014

Утром было холодно и хмуро, семь градусов. Приготовили завтрак, отсиделись в палатке, пережидая дождь. 


На дорогу вышли в 10:30, и на тебе, асфальта нет. Был же вчера! Он как раз в этом районе и закончился, начался грейдер.



Пересекли по мосту реку Карагай, и начался подъём, в первый в этот день, перевал - Кырлыкский. Только начали подъём, пошёл противный моросящий дождь.



Пока поднимались, дождь усилился. Надели ветровки, дождевики, на баулы нахлобучили чехлы, на ноги бахилы.





На вершине пересекли границу Усть-Коксинского и Усть-Канского районов. Кырлыкский перевал расположился на высоте 1471 м над уровнем моря между Теректинским и Коргонским хребтами.



Спуск был довольно длинным, около пяти километров, после которого мы превратились в настоящих хрюшек. Очень замёрзли руки. Я надел двое тёплых перчаток. Еле отогрелся.



В дневнике 1926 года Рерих отмечает: "Остановились в Кырлыке. Придётся здесь просидеть ночь. Но не жаль провести ночь в месте, где родилось учение о Белом Бурхане и его благом друге Ойроте. Имя Ойрота приняла целая область. Именно здесь ждут прихода Белого Бурхана. В скалах, стоящих над Кырлыком, чернеют входы в пещеры. Идут пещеры глубоко, конца им не нашли".

Началась долина Теренг.



Долина Теренг расположена в окрестностях села Кырлык и является известным историческим местом, здесь зародился алтайский бурханизм.

…по одной из легенд в начале ХХ века алтайцы ждали прихода своего Спасителя - Ойрот-хана. Предвестником этого события должно было стать разрушение одной из двух вершин Белухи. Весной 1904 г. 12-летняя девочка Чугул пасла овец в урочище Теренг и встретила там всадника в белом одеянии. Весть о Белом всаднике быстро разнеслась по кочевьям. Гонцы приглашали всех желающих собраться в долине Теренг, у подножия горы Кырлык, для поклонения Белому Бурхану…


Гора Кырлык

23 мая 1904 года алтайцы собрались в долине Теренг, где местный пастух Чет Челпанов и его дочь открыли людям новую веру "Ак Дьянг" ("Белая, чистая вера"), чему пособствовало явление одного из "младших" ойратов.





Отличиями данного религиозного учения от традиционного алтайского шаманизма являлся отказ от кровавых жертвоприношений, одурманивания себя алкоголем и табаком во время шаманских мистерий. Кроме того, Чет Челпанов призывал алтайцев молиться только светлым и добрым богам и главному из них - Бурхану, отсюда пошло название нового религиозного течения - бурханизм.
Возникший как национально-религиозное движение на базе шаманистских и буддийских практик бурханизм, также ставил целью создание самостоятельного алтайского государства. Бурханисты проповедовали отказ от "чёрной веры" - шаманизма и кровавых жертвоприношений, уничтожение оружия, борьбу за изгнание русских, рассматривавшихся как захватчики Алтая.
В 1904 г. правительство в условиях проходившей тогда русско-японской войны было обеспокоено доносимыми до него сведениями о том, что в пропаганде бурханистов упоминается такой персонаж как "Япон-хан", что рождало подозрения о действии в среде алтайцев японских шпионов. В результате, 4 июля 1904 г. в долине Теренг полторы тысячи русских крестьян, прошедших своеобразным крестовым походом от Бийска с благословения бийского епископа Макария (Павлова) напали и разгромили собрание безоружных алтайцев, исповедовавших бурханизм. Численность алтайцев также была достаточно велика - до нескольких тысяч человек, однако вооруженного сопротивления они не оказали.
В качестве идеолога погрома ряд историков и публицистов называли св. Макария (Невского), в 1904 г. являвшегося Томским епископом, викариатом которого была Бийская епархия.
Как и любой погром этот также сопровождался насилиями и грабежами, ряд видных бурханистов был арестован и подвергнут суду в Томске, правда в ходе которого обвинение в связях с японскими агентами не было подтверждено.
В 1906 году Чет Челпанов был оправдан гражданским судом. Вот только вернувшись на родину, он обнаружил, что вместо него по всему Алтаю появились ярлыкчи (дословно - "право имеющие"), которых по традиции сопровождали девочки-проповедницы 12-13 лет.
Собиравшиеся в долине Теренг сторонники нового вероучения сооружали каменные культовые сооружения и жертвенники. Остатки этих ритуальных сооружений до сих можно увидеть в Теренге.


Долина Теренг





Из долины Теренг спускались к самому селу Кырлык.





После указателя "Кырлык" начался асфальт с небольшими гравийными участками. Как только проехали село, зарядил ливень. Благо на выезде из села подвернулась автобусная остановка, под которой мы немного переждали непогоду и заодно позвонили домой. Как только дождь поутих, двинули дальше - в Усть-Кан. До него оставалось около восьми километров. Там цивилизация, там можно было почавкать, отдохнуть.



Усть-Кан. По пути в районный центр встретили группу красноярских байкеров на ирбитских "Уралах".



На въезде в Усть-Кан со стороны Кырлыка стоит гора Белый Камень в которой находится знаменитая Усть-Канская пещера.







Пещера имеет 17 метров в длину и 12 в высоту. Входное отверстие пещеры располагается на высоте около 50 метров над землей и отлично видно с дороги. Внизу протекает река Чарыш. От подножия горы до входного отверстия пещеры можно подняться по деревянным ступенькам. Усть-Канская пещера считается уникальным природным и историко-культурным памятником, благодаря сделанным здесь археологическим находкам.

Мировую известность пещера приобрела, когда в 1954 году известный ленинградский археолог С. И. Руденко открыл и исследовал в пещере палеолитическую стоянку. При раскопках здесь были найдены грубой работы каменные и костяные орудия труда (резец, скребки, остроконечник, наконечник дротика из кости и др.). На многих костях заметны следы обработки их каменными орудиями (отверстия, насечки и т.д.).

О возрасте данной стоянки сказать трудно. Ученые пока не могут ответить на этот вопрос однозначно. С 1998 года они вновь приступили к изучению пещеры, и с тех пор здесь ведутся планомерные археологические раскопки. На данном этапе ее относят к периоду среднего палеолита. Сегодня все находки из Усть-Каннской пещеры хранятся частью в Эрмитаже, частью в Алтайском краеведческом музее в Барнауле.



По некоторым данным считается, что именно здесь была древнейшая в Сибири стоянка человека.

Гора, в которой находится пещера, именуется алтайцами как "Алмыс Туу Боом", что в переводе означает "Гора Алмысов". Название связано с легендой, согласно которой, в ночь на полнолуние стены пещеры расходятся, и в мир людей выходят мифические алмысы - полулюди-полузвери.



К сожалению, пещера была закрыта, туда было не попасть. Мы повздыхали и поехали в Усть-Кан. Уже в селе повстречали велотуристку - одиночку, направлявшуюся в Усть-Коксу. Девушка родом из Питера. К сожалению не спросили имени и не сфоткали. Быстро обменялись информацией о дороге, поулыбались друг другу, пожелали удачи и разъехались.


Усть-Кан


Центральная улица села


Мост чере реку Чарыш



На центральной улице, где расположены все основные торговые и развлекательные точки села, есть отличная недорогая столовая, где кушают местные жители. Велосипеды нам разрешили завести за здание столовой. Вкусно пообедали на 500 рублей за четверых.




Усть-Кан



За Усть-Каном у Женьки на заднем колесе случайно заметили приличную килу. Пока меняли резину, Саня с Васей уехали вперёд.







Перед Ябоганом остановились посмотреть на одиноко стоящий в степи менгир. Его высота около двух метров.











Пока ехали до Ябогана, периодически шёл дождь. Но он был не сильный, так что ехать было вполне комфортно.




Дорога Усть-Кан - Ябоган



Проехали Ябоган, от которого начался плавный набор высоты. Доехали до указателя начала Ябоганского перевала, но по нашим ощущениям он начался гораздо раньше, шесть километров тому назад.



Подъём в перевал вымотал нас порядочно, хоть его высота не такая уж и внушительная - около 1500 метров. Сказался дневной пробег в 90 км.


Вид с Ябоганского перевала на Усть-Канскую долину

Взобрались на вершину. Ябоганский перевал является частью Семинского хребта. С одной стороны перевала открывается вид на хребет и гору необычной формы, похожей на женскую грудь,...



...с другой - на Усть-Канскую долину.



На вершине перевала установлена резная беседка, к сожалению, загаженная всевозможными надписями. Чуть поодаль есть туалет.



Пока отдыхали в беседке, Женя подкачивал колесо. К вечеру здорово похолодало, да ещё остыли после трудного подъёма. Надели теплые сухие вещи и начали спуск.



Кто знает название этой горы, буду признателен.



Спуск был продолжительный и очень холодный - пальцы рук ничего не чувствовали. Уже внизу в реке Аргем набрали воды.



Добрались до границы Усть-Канского и Онгудайского районов, асфальт опять обрубило, начался разбитый и грязный грейдер. Проехали уже почти сотню километров, девять вечера, нужно было вставать на ночевку.



От стелы "Онгудайский район" проехали ещё пару километров, слева заметили реку Ело. Ушли с дороги и встали в двадцати метрах от воды. Высота была 1200 метров над уровнем моря.



Освещаемые закатными солнечными лучами, установили палатки, приготовили вкусный ужин. В этот день мы поработали на славу - одолели два перевала, проехали сто километров.



Спать легли в 23:00.

Компьютер: S=100.67 км; T=5:30 ч; Vср=18.26 км/ч
GPS: S=736.86 км; T=64:01 ч; Vср= 11.5 км/ч

GPSies - Алтай. Июль 2014. День одинадцатый



Велопутешествие по Горному Алтаю. День двенадцатый

  • 1
Отвечает ветер буйный, —
Там за речкой тихоструйной
Есть высокая гора,
В ней глубокая нора;
В той норе, во тьме печальной...

(Анонимно)
Гора называется "Чугунка". Усть-Канский район - моя малая Родина. У местного населения есть определенное поверье относительно "Чугунки". На вершину этой горы нельзя подниматься женщинам.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account