Previous Entry Поделиться Next Entry
Порог Ревун и Смолинская пещера
dkarpunin
Всем привет!
На этот раз расскажу вам о нашем с другом велопутешествии к порогу Ревун, что находится на реке Исеть близ города Каменск-Уральский и спелеоэкскурсии по Смолинской пещере.
Вставать нам пришлось в четыре часа утра, дабы успеть на самую первую электричку до Екатеринбурга. На екатеринбуржском вокзале нам предстояло пересесть в другую электричку, идущую до Каменск-Уральска. Из поезда нужно было выскочить на станции "Перебор". Все этапы заброски с пересадками прошли удачно. В Екатеринбурге нам пришлось перекантоваться всего полчаса. На станцию прибыли в начале одинадцатого.
Да, чуть не забыл, друга звать Евгением (Женей, Женькой).

Изображение из фотоальбомов E1.ru

И сразу наше увлекательное приключение началось с прокола. В заднем колесе Женькиного велика застрял еле заметный кусочек рояльной проволоки. Сразу мы его не обнаружили, а за четыре часа езды на электричках колесо потихоньку спустило. Но ничего, у нас было достаточно запасок.

Привели себя и коней в порядок, и отправились осваивать новый маршрут.

До села Бекленищева, где находится Ревун докатили мигом. Погодка стояла изумительная, солнце начало припекать.

Изображение из фотоальбомов E1.ru

К реке идёт крутой спуск, заканчивающийся виражом и уходом на мост. Переехав через Исеть, мы оказались на южном берегу и поехали вдоль реки вниз по течению к заветному порогу.

Река нас встретила отвесными скалистыми уступами внушительных размеров, с которых открывается удивительный вид.

Да, немного о Ревуне...

Это место на Исети, протяженностью всего 300 метров,  - Мекка для туристов не только Урала. Каждый увлеченный сплавами, пещерами, горами, велосипедами знает это место.  Сюда приезжают туристы из Екатеринбурга, Челябинска, Перми, Кунгура, Москвы, Питера и многих  других городов.
Ревун. Название говорит само за себя. Вода, врезаясь в камни, ревет с такой силой, будто дикий зверь.  Когда стоишь на берегу, разговаривать приходится на крике, иначе тебя просто никто не слышит.Ревун уникален для Урала. Равнинная река Исеть вдруг выдает порог пятой категории сложности. Для тех, кто не знаком с терминологией,  чуточку информации:  всего существует шесть категорий сложности рек.  Пятая категория характеризуется следующим образом - чрезвычайно сложные реки, необходима предварительная разведка препятствий, поскольку отдельные участки реки данной категории могут представлять серьезную опасность для жизни, пороги могут включать высокие водопадные сливы, узкие проходы, очень сложные шиверы и бочки.
Туристы  появились на Ревуне  в конце пятидесятых годов.  В шестидесятые годы, когда интерес к туризму рос с геометрической прогрессией, здесь стали проводить всесоюзные соревнования.  И до сих пор каждый год на Ревуне проводят массу соревнований, начиная от водных до велосипедных и скалолазных.  Потому что Ревун - это и вода, и камень, и пересеченная местность. Это удивительное место!  Правда, есть большой минус - пересеченная местность. Таскать катамараны по такому рельефу очень тяжело.

Это что-то... Вода и камень, шум и брызги.

На противоположном скалистом берегу люди занимаются скалолазанием. Тоже дело.

Изображение из фотоальбомов E1.ru

Так потихоньку спускаемся к воде, чтобы помочить ножки и умыться.

Только внизу чувствуется вся мощь водной стихии.

фото большого разрешения

Купаемся, отдыхаем, чавкаем...

Однако Ревун хорош еще и тем, что в его окрестностях находится знаменитая Смолинская пещера. До девяностых годов прошлого века эта пещера занимала второе место по размеру колонии летучих мышей, которые в ней жили. Сейчас, к сожалению,  их в таком количестве (целую колонию или даже стаю) можно и не увидеть. Но все равно летучих мышей в Смолинской пещере предостаточно.

Вот оно что! Это интересно! И где же она?
Заглянули в карту и пошли на поиски пещеры. Всю жизнь мечтал самостоятельно поползать в кромешной тьме по грязным и холодным камням. А, если честно, то мы и планировали посетить сиё чудо природы. Захватили с собой комплект спецодежды с ботинками, две пары перчаток, налобные фонари и пару раций.
По пути восхищались прекрасными видами излучины реки.

фото большого разрешения

По наводкам отдыхающих здесь туристов, мы таки нашли вход в пещеру. Он находится под этим преклонным крестом.

Спустились ко входу.

Изображение из фотоальбомов E1.ru

Обусловились так... Я лезу первый, Женя сторожит технику и в случае чего зовёт на помощь. Переоделся в спецовку, натянул фонарь и нырнул во тьму.

Но прежде, немного о пещере...

Смолинская пещера – вторая из самых больших в Свердловской области: ее длина примерно 500 метров, а наибольшая глубина – 32 метра. Она находится в 90 км от Екатеринбурга, в Каменском районе. Пещера известна с середины 19-го века, когда ее впервые посетил и описал краевед В.Г. Олесов. Он же и составил первый план “Смолинской пещеры”. В описании Олесова, сопровождающем план, отмечается наличие внутри пещеры каменных келий, ступеней из глины и камня. Описываются иконы, кресты, деревянные лавки вдоль стен. Один из гротов назван Олесовым "Большая келья", самый большой грот - "Фавор", самый дальний - "Алтарь".
В 1889 году С.Войтехов так описывал в газете "Екатеринбургская неделя" свое путешествие в Смолинскую пещеру: "Верхняя часть одной из комнат напоминала церковные своды. Слева - узенькое отверстие вело в келью, сделанную искусственно… Саженях в 5-10 от входа мы встретили большую комнату, называвшуюся "алтарем"; здесь стоял деревянный крест, а на стенах выдолблено углубление эллиптической формы, а в нем крест, с расходящимися от него лучами. Высота алтаря была довольно велика; саженях в трех от пола мы рассмотрели отверстие в стене. Этот ход называется "На небо".
Дошедшие до нас свидетельства очевидцев указывают на то, что в 19-м веке в Смолинской пещере совершались богослужения. По свидетельству старожилов Смолино, во время Великой Отечественной войны у входа в пещеру находилась избушка, в которой жил старец-отшельник. Перед входом - площадка со скальным навесом около 12 метров, размеры входа около 1,5 метра в диаметре. Сразу вниз по каменистой осыпи идет спуск в главный ход, дно которого покрыто толстым слоем глины. Ход тянется на северо-восток, и по нему можно свободно продвигаться. Первый встреченный на пути грот носит название "Большая келья". Справа видны боковые ходы, теперь полузасыпанные. Слева узкий ход "Горло", ведущий вниз и переходящий в каменную трубу диаметром около полуметра. Труба круто спускается вниз и носит название "Дорога в ад". Спускаться в нее нужно только при помощи веревки. В нижнем горизонте пещеры имеется несколько узких ходов, есть подземные ручьи, заканчивающиеся небольшим озерком. От главного коридора можно пройти в большой грот "Фавор". В правом углу этого грота - узкий вертикальный спуск длиной около четырех метров, за ним еще несколько гротов.
В отличие от пещеры Дружба, температура воздуха здесь всегда постоянна – 4,5Сo, однако во время сильных дождей тут тоже можно покататься с горок, только с глиняных. Главная же особенность Смолинской пещеры – летучие мыши. В 1852 году здесь насчитывались десятки тысяч этих крылатых зверьков.
Считается, что это крупнейшая зимовка летучих мышей в Европе! Люди должны помнить, что этих полезных животных надо охранять.
По благословению архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия и по инициативе клирика Преображенского мужского монастыря Каменска-Уральского иерея Алексия Носкова 20 августа 2004 года у пещеры был воздвигнут Поклонный крест. Деревянный крест высотою 2,5 метра специально изготовили в мастерской храма во имя Архистратига Михаила села Маминское. А 22 августа 2004 года, в 12 часов, настоятель Михаило-Архангельского прихода иерей Вячеслав Максимов совершит освящение Поклонного креста, установленного у Смолинской карстовой пещеры.

Во все вертикальные лазы и гроты тянуться верёвки.

Изображение из фотоальбомов E1.ru

В пещере достаточно холодно, пар идёт изо рта и мешает снимать. Приходится задерживать дыхание, чтобы не запороть очередной кадр.

Грот Фавор

Дорога в Рай

Алтарь

Лазы настолько узкие, что приходиться протискиваться на пузе и двигаться, как гусеница.

А кое-где можно легко пройти немного нагнувшись.

Изображение из фотоальбомов E1.ru

Только выскочив из Рая вижу троих ребят (две девушки и парень), лезущих в очень узкий лаз. Спрашиваю - Куда вы? Они - В Ад. Я тоже хочу в Ад! Давай с нами, а то у нас фонарь сдыхает.
Честно признаться лезть в эту тесную дыру было жудковать, но уж больно интересно. Разговорились, с ребятами. Оказалось, что они из Шадринска, приехали специально полазить. Одна из девушек профессиональный спелеоинструктор. Во повезло нам! Не потеряемся.

Вот мы и достигли Преисподни! Ура!

Изображение из фотоальбомов E1.ru

На стенах вылеплены из глины всякие чёртики и надписи.

Путь назад оказался чуть тяжелее. Предстояло подниматься по тридцатиметровому скользкому колодцу, держась за верёвку.

А вот и свет! Это было здорово! Нет слов, одни эмоции.

Изображение из фотоальбомов E1.ru

Настала очередь Жени. Долго же он меня ждал. Под землёй время летит незаметно.

Наползавшись по пещере и осмотрев местные достопримечательности, мы покатили к выезду на трассу и домой.

В Покровском мы основательно подкрепились. Нам предстоял приличный асфальтовый участок по трассе до Екатеринбурга - около 90 км. А там на электричку и домой - в Новоуральск.

На вокзал мы приехали в десятом часу и опоздали на последнюю тагильскую электричку. Купили билеты на проходящий через нашу станцию приобский поезд. Неприятность случилась при посадке - нас не хотели пускать с незачехлёнными велосипедами. За пять минут до отправления договорились с начальником поезда. Нас пустили в вагон, благо ехать всего час. Домой приехали в одинадцать.
Такое вот получилось путешествие. Удачи!

Все фото здесь...

GPSies - Ревун, Смолинская пещера

• 1
Это один из моих любимых веломаршрутов: Перебор - порог Ревун - Смолинская пещера - оз. Большой Сунгуль - оз. Червяное - оз. Шаблиш - Зотинская пещера - Усть-Багаряк - Каменск-Уральский. Можно даже за один летний день спокойно проехать.

Так, а Зотинская пещера где? Можно поподробней. Стоит там побывать?

Здесь подробное описание - http://www.kasly.su/Cave_Zotinskaya.htm
и здесь - http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=2376

Ехать лучше не по Челябинскому тракту, а от Ревуна. Проезжаешь деревню Бекленищева, после моста через Исеть дорога уходит влево резко в горку - это пос. Горный. На горку поднялся, Горный проехал и снова начинается асфальт при повороте налево. Проезжаешь вдоль поля. После поля, если свернуть налево в лес, можно попасть в Смолинскую пещеру. Едем прямо по асфальту до озера Большой Сунгуль. Объезжаем его вокруг. На другой его стороне - деревня Рыбниковское с разрушенным храмом. Там нужно с асфальта уйти вправо (там уже виднеется следующее озеро Червяное). Мимо Червяного въезжаем в Челябинскую область, мимо детского лагеря и садов едем до деревни Шаблиш. Проезжаем по левому берегу одноименное озеро (оно достаточно большое). С грунтовки выезжаем на асфальт, поворачиваем налево - и до деревни Зотино остаётся всего ничего. Там весьма живописная река Багаряк и Зотинская пещера.
Далее от Зотино до К-Уральского километров 35 через Новый Быт, Сипавское...

Уфф... лучше, конечно, прикинуть всё по карте...

Здорово! Спасибо огромное! В следующем году ломанусь по этому маршруту обязательно.

Место шикарное. Приезжали туда полазить по скалам в том году. Ну и джаккузи местное приняли )