?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Поделиться Next Entry
На восток от Уральских гор. День третий
dkarpunin

На восток от Уральских гор. День второй



Чудесное, солнечное утро на берегу широкой и спокойной уральской реки.
Встал опять по будильнику. Ребят будить пока не стал, спустился к реке за водой, ослеплённый утренним блеском воды. Где-то недалеко в селе во всю кричали петухи.



Река Ница близ села Ключи

Скинул с палатки тент, разложив его на склоне холма сушиться.



Пока фильтровал воду для завтрака, встал Костя, а затем Алёна.



Все занялись приятными утренними хлопотами - Костя вместе со мной готовил завтрак, Алёна принимала водные процедуры...



...один лишь Василий продолжал наслаждаться припекающими лучами солнца.



Растолкал сына и мы вместе пошли на речку, чтобы искупаться и обрести человеческий вид. Мы даже переплыли эту широченную водную артерию! А точнее перешли её вброд. Ница оказалась довольно мелкой рекой, в середине глубина была чуть больше метра.



Все дела были сделаны, палатки просушены, вещи уложены, животы набиты, техника проверена. Можно было ехать дальше, впереди ждала самая дальняя точка нашего путешествия - город Ирбит. Но оставался единственный не очень приятный вопрос - больное колено Константина. Мы ещё на берегу договорились, что до Ирбита ехать будем небыстро, а там решим вопрос двумя способами - проколем обезболивающие или эвакуируем пострадавшего на транспорте до Екатеринбурга.
До Ирбита было около двадцати километров.


Село Ключи


Деревенские ласточки

Ирбит!

Город Ирбит расположен в 204 км к востоку от Екатеринбурга, на правом берегу реки Ницы при впадении в неё реки Ирбит. Через город проходит железнодорожная магистраль Екатеринбург - Тавда - Устье-Аха, а также автомобильные дороги, идущие на юго-запад к Камышлову и Артёмовску, на юго-восток - в Тюмень и Талицу, на северо-восток - в Туринск, на северо-запад - в Нижний Тагил и Алапаевск. Общая площадь Муниципального образования город Ирбит 6423 га. Граничит со всех сторон с Ирбитским МО (Ирбитский район). В северной части города заложен парк общегородского значения, в южной - расположена лесопарковая зона - массив "Бугры" с живописным рельефом, сосновыми и сосноберёзовыми лесами. В 20 км от города находится памятник природы "Белая горка", где сформирован комплекс детских оздоровительных учреждений. На востоке находится природный заповедник "Вязовая роща". Главными водными артериями являются равнинные реки Ница и Ирбит, относящиеся к западно-сибирскому типу с характерным весенним половодьем. В районе города расположены месторождения диатомитов и стекольных песков. Карьеры занимают площадь 31 га.

В 1631 году в месте впадения реки Ирбит в Ницу возникла Ирбитская слобода.
В 1643 году была открыта Ирбитская ярмарка (была официально утверждена в 1743 году). На ярмарке продавались европейские, азиатские и сибирские товары.
В 1775 Екатерина Великая пожаловала слободе статус города за "непоколебимую верность жителей Ирбита" своей императрице в борьбе со "злодейскими шайками" Емельяна Пугачёва.
В 1776 город получил герб.
В 1791-1797 гг. уездным врачом в Ирбите работал знаменитый врач и филантроп Фёдор Христофорович Граль. Затем он был переведён в Пермь и назначен губернским врачом.
В XIX веке по объёму денежных оборотов Ирбитская ярмарка была второй в России после Нижегородской. После того, как Ирбит оказался в стороне от Транссибирской железной дороги, он начал терять торговое значение, а ярмарка просуществовала до 1929 года.
В 1864 году был открыт Ирбитский Пассаж - главный символ ярмарки, как называли его тогда - "Невский проспект Ирбита". На площади перед Пассажем происходило торжественное открытие ярмарки. По поверью ход ярмарки связывался с процедурой поднятия Российского флага над Пассажем: флаг запутался - ярмарка затяжная, развернулся сразу - хорошо торговля пойдет, развернулся в сторону Сибири - ярмарка будет благоприятна для сибиряков, в сторону Европы - для купцов из центральной России.
По количеству памятников истории и архитектуры по данным на 2001 год Ирбиту, за исключением Екатеринбурга, не было равных в области. Центральная часть города представляет собой заповедник городской провинциальной архитектуры второй половины XIX - начала XX веков.
Во время довоенных пятилеток город превратился в индустриальный центр.
В годы Великой Отечественной войны в Ирбите были размещены эвакуированные предприятия.



Ну а дальше было знакомство с городом.


Ирбитский таможенный пункт

Город пропитан стариной, довольно чистый и уютный.



Старейшей школой города Ирбита является школа № 1. Здание школы было заложено 25 мая 1893 года. Здание было предназначено для Ирбитского городского училища. Воздвигалось оно по проекту Ю. О. Дютеля, но достраивалось архитектором И. К. Бахаревым и строителем – архитектором С. С.Козловым.
Вход в училище с Николаевской улицы. Каменное крыльцо. Двери массивные, столярной работы. Входная комната (вестибюль) служила раздевалкой для учеников, огороженная тремя массивными полустеклянными дверями, из них средние большего, а боковые меньшего размеров. Против этих дверей - лестница с площадкой, с которой она разделялась на обе стороны, правую и левую, входящие в верхний этаж. Лестницы с цементными ступеньками, обведенные железными перилами, обтянутыми листами желтой меди. Отопление учебного корпуса было калориферное, печи отапливались в подвале древесным топливом - дровами. Тепло проходило по тепловым проходам внутри стен, причём в каждой комнате были тепловые душники, которые вполне обогревали помещения.
Каждую ярмарку училище посещал архиерей, при встрече которого ученики, выстроенные в актовом зале, пели молитвы. Каждый ученик подходил под благословение, а он дарил металлический крестик. Посещал училище и губернатор. Каждую ярмарку проводился добровольный сбор с купечества, одновременно устраивались бал-маскарад и вещественная лотерея в пользу нуждающихся учащихся в городе. В верхнем этаже помещалось городское училище, в нижнем - приходское училище и квартиры: инспектора, конюха-сторожа. Во втором корпусе помещалось в верхнем этаже общежитие для приезжих учеников на 20 коек, столовая, квартира заведующего общежитием, помещение для сушки белья и сеновал. В нижнем этаже - баня, кухня, склад школьного имущества и погребная яма, каретник и конюшня. Во дворе находилась метеорологическая станция.
Дютель родился в немецкой купеческой семье в 1824 году в Санкт-Петербурге. С 1840 года стал посещать Императорскую Академию художеств, как вольнослушатель. В 1850 получил звание художника и отправился продолжать своё образование в Европе, 5 лет работая в Испании над созданием художественных копий дворцов Альгамбры. В 1857 году за проект кладбища воинов, павших под Севастополем Юлию Осиповичу присвоено звание академика архитектуры. С 1881 по 1905 год Дютель работал на Урале, сначала в Ирбите, а с 1889 года - в Екатеринбурге. В 1890 году занял должность городского архитектора, став единственным в дореволюционной истории Екатеринбурга академиком архитектуры на этом посту.


Отделение пенсионного фонда (бывшая школа 17, бывшая женская гимназия)

Направились в сторону старого центра города.



Приятно, что в городе на многих домах установлены, помимо табличек с теперешнеми названиями улиц, таблички со старыми. Так люди не забывают историю своего города.




Водосток дома № 47 на улице Революции


Бывший дом купца Луканина. 1878 г .


Улица Кирова

Выехали к скверу на перекрёстке трёх улиц: Революции, Кирова и Советской. Здесь установлена стела "Войнам автоприцеповцам Великой отечественной войны".



Костя выразил желание отобедать в пельменной. Все, естественно, согласились. Свободным мест там не было, поэтому покушали на открытом воздухе.







Покушали. Прокатились до краеведческого музея. Но прежде нужно было заехать в аптеку за обезболивающими, т. к. наш раненый товарищ решил мужественно преодолеть весь маршрут не капитулируя.



До сих пор удивляет гостей города и его жителей пристрой к дому постройки середины XIX века купца Колмакова по ул. Ленина, 4, выполненный в характерном готическом стиле, имеющий вид старого замка с зубцами поверху и кирпичными башенками-фонариками на углах. Три окна западного (дворового) фасада разделены на первом этаже массивными кирпичными пилястрами, переходящими на втором этаже в стреловидные граненые завершения. Стрельчатые окна центральной части выделены сложнопрофилированными наличниками и подоконными нишами. Такие же стрельчатые окна второго этажа декорированы тесаными полукруглыми колонками.



Здание института коммерции и права, единственное новое здание в городе, построенное в старом стиле.


Уральский институт коммерции и права


Площадь Ленина



После покупки внушительного количества обезболивающих препаратов на кругленькую сумму, поехали в музей. Но не тут то было. Музей, к сожалению, не работал. Очень жаль! Ведь в нём представлены уникальные экспонаты.

В 1883 году в стенах Ирбитского городского трехклассного училища был открыт педагогический музей. Газета "Ирбитский ярмарочный листок" в 1893 году писала: "Основание музея положено коллекциями бывшего уездного училища...". В 1911 году музей был размещён в доме московского купца П. В. Михайлова, подаренного, согласно его воле, городу.


Историко-этнографический музей г. Ирбит
 
Напротив музея располагается городская поликлиника, а за ней тюрьма.


Поликлиника и тюрьма

Старинный город Ирбит был основан 381 год назад в качестве слободы для укрепления русских позиций. Вскоре в слободе возникает торжок, постепенно выросший до второй по оборотам ярмарки России. С этого времени Ирбит начинает играть важнейшую роль в торговле европейской России с азиатскими странами и Сибирью. Главным символом ярмарки был знаменитый Ирбитский Пассаж, построенный в 1864 году и сохранившийся до наших дней. Как говорили современники: "Приехать на ярмарку и не побывать в Пассаже всё равно, что приехать в Рим и не увидеть Папы".

Красная табличка у входа в Пассаж гласит: "В этом здании с 1941 по 1945 годы располагался штаб Смоленского артиллерийского училища".


Пассаж


Бывшая ярмарочная гостиница. Начало XIX в.



Каменный пятипрестольный Сретенский храм - один из старейших на Урале. Его строительство началось в 1832 году с возведения колокольни, в которой разместился придел в честь Мучеников Флора и Лавра, освященный 24 апреля 1846 года. С тех пор здесь и начались богослужения. Сама церковь была заложена через три месяца, а её главный придел в честь Сретения Господня был освящён 11 июля 1846 года.
В церкви действовали приделы во имя мучеников Флора и Лавра, святителя Николая, архиепископа Мирликийского, великомученицы Екатерины, и придел в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
Величественное красивое здание храма было не только местом духовного отдохновения для жителей города и многих гостей знаменитой Ирбитской ярмарки, не только украшением старинного купеческого города, но и центром всей духовной жизни. В 1930 году храм получил статус кафедрального собора ирбитских обновленческих архиереев и был в этом качестве до самого закрытия в 1932 году.
После закрытия храма для богослужений вокруг него началось строительство автоприцепного завода, и добротное помещение церкви использовали для размещения заводской котельной.
Восстановление церкви началось с придела в честь Мучеников Флора и Лавра. 19 декабря 2008 года, на праздник святителю Николаю чудотворцу, архиепископу Мир Ликийских, в Сретенской церкви Ирбита состоялось первое после 76-летнего перерыва богослужение. Поэтому неудивительно, что на него пришло множество людей. Совершал службу архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий.
К настоящему времени от здания церкви сохранились алтарь, колокольня, стены средней части храма и трапезной. Здание Сретенской церкви является образцом культурной постройки XIX в. В убранстве фасадов классицистические элементы соединены со стилизованными мотивами древнерусской архитектуры. В 1986 году здание Сретенской церкви было внесено в Государственный список памятников истории и культуры Свердловской области, как памятник архитектуры XIX века.


Церковь Сретения Господня


Музей уральского искусства. Дом купцов Казанцевых. Конец XIX в.

При въезде в Ирбит со стороны Камышлова, с правой стороны расположен лесистый холм, на котором находится старинное ирбитское кладбище. Здесь похоронены родственники изобретателя радио А. С. Попова, писателя Д. Н. Мамина-Сибиряка, П. П. Ершова, автора "Конька-горбунка". На вершине холма стоит Свято-Троицкий храм, построенный в 1835 году. Из всех ирбитских церквей и часовен в ХХ веке лишь этот храм не был осквернён и разрушен (во всем Зауралье таких храмов всего четыре). С дореволюционных времен в церкви сохранились старинные иконостасы, украшенные сложной резьбой, иконы, книги.
С 1930 года Свято-Троицкий храм становится кафедральным во вновь образованной в 1923 году Ирбитско-Туринской епархии (в первые годы советской власти из-за раскола в церкви произошло увеличение количества епархий). Высокий статус, удалённость на тихом кладбище и сильная община старинного купеческого центра спасли Свято-Троицкую церковь от осквернения в 1930-е годы. Силу православной общины Ирбита в первые десятилетия советской власти отмечали современники: Ирбит оказался единственным на Урале не областным центром, где в предвоенные годы действовало два храма: Свято-Троицкий храм и Пантелеймоновская церковь.
Во времена правления Хрущева вновь активизировалось наступление на православие. В 1962 году в Ирбите была закрыта, а затем снесена Пантелеймоновская церковь. С большим трудом удалось отстоять Свято-Троицкий храм. Старожилы вспоминают, как к нему были подтянуты бульдозеры и другая техника. Иерей Николай с прихожанами заградили дорогу. Некоторые, взявшись за руки, пели церковные песни, другие держали свечи и читали молитвы, были и такие, что просто плакали, взывая к Господу. Последовали долгие многочасовые переговоры. Власти добивались своего то уговорами, то угрожали расправой. Ничего не подействовало - люди были готовы стоять до конца. После продолжительного противостояния технику убрали, ирбитская община одержала победу.

Косте особенно интересно и близко сердцу было посещение этого храма, ведь здесь его в младенчестве крестили.


Свято-Троицкая церковь

Дальше мы всё же решили направиться к выезду из города, впереди ждала очередная нелёгкая сотня.
Посмотрел на GPS, спешно задав точку выезда, хотя Костя настаивал на другом направление. Я своим авторитетом всё же настоял на своём. И мы поехали через весь город, как оказалось совсем в другом направлении. Поехали по самой длинной улице города - Советской, на которой находится самый известный в России мотоциклетный завод. Мы с Василием шустро проскочили здание завода, не заметив его в зарослях деревьев, прячущих его от дороги. Доехали почти до самого выезда, тем временем Алёна с Костей где-то задержались. Минут через пять, подъехав к нам, Костя спустил на меня собак, за то, что мы проскочили один из самых интересных объектов нашего путешествия и даже его не посмотрел, не сфотографировал.
- Ну как же так, побывать в Ирбите и не увидеть завод! - ругался он на меня.
И он был прав. Я, конечно, огрызнулся, но затем покаялся. Но это ещё ягодки с моей стороны. Доехав до указателя на выезде из города, я понял, что здорово ошибся с направлением. На указателе было написано: "Тюмень - 82 км". Ну тут я себя почувствовал совсем не хорошо. Поехали обратно, и уже в том направлении которое указывал Константин. С другой стороны мы посмотрели весь город. Да ещё, если бы не моя ошибка, то не видать нам завода.

Ирбитский мотоциклетный завод (сокращённо ИМЗ) - единственный в России завод, производящий тяжелые мотоциклы и один из немногих заводов в мире, производящий мотоциклы с боковым прицепом. В годы советской власти на мотоциклетном заводе трудился каждый четвёртый ирбитчанин. Помимо внутреннего рынка, большая доля машин с 1953 года поставлялась за рубеж. Мотоциклы экспортировались в Испанию, Францию, Швецию, Голландию, Чили, Колумбию, Аргентину и конечно же в страны социалистического лагеря. Причём, советская техника считалась на западе эталоном надёжности, что, при небольшой стоимости, обеспечивало ей стабильный спрос. "Уралы" были очень популярны у среднего класса, зачастую превосходя по объёмам продаж хвалёные американские "Harley-Davidson". В 70-е годы предприятие вступило в эпоху своего расцвета - производство достигало 100000 мотоциклов год, мотоциклы "Урал" высоко котировались во всём мире, уверенно обыгрывая конкурентов по показателю "цена/качество".


Ирбитский мотоциклетный завод



Выехали из города. Начались внушительные подъёмы, и Косте пришлось совсем туго. Ехать много, ветер встречный, солнце жарит. Не смотря на внушительный запас обезболивающих, прокалывать их не стали. Группа плелась еле-еле, всё время ожидая нашего раненого друга.



С превеликим трудом дотянули до села Зайково. Но здесь уже приняли решение эвакуировать Костю рейсовым автобусом. Дальше ехать всем вместе не представлялось возможным, так могло накрыться медным тазом задуманное путешествие. Алёна не могла бросить своего друга. Мы вместе разобрали велосипеды и упаковали их в чехлы. По телефону уточнили расписание движения автобусов, попрощались с ребятами и дальше поехали уже вдвоём с Васей.
Ребята позже успешно сели на автобус Туринск - Екатеринбург, ехавший как раз через Зайково.




Река Ирбит

Весь оставшийся день ехать было крайне трудно, дул зверский встречный ветер и нещадно жарило солнце. Мы с Васей начали делать остановки через каждые десять километров, чтобы перевести дух и смочить пересохшие горла. Дошло до того, что мы остановились у Натальиного ручья и плюхнулись прямо в одежде в холодную воду. После этого стало гораздо легче.



Проехав уже около сотни, было решено заправиться водой в селе Лебёдкино и встать на ночь где-нибудь за ним. Въехав в село, обнаружили, что водоснабжение в селе отключили на два дня, и мы в нём оказались на первый день отсутствия воды. Повезло несказанно! Благо нашёлся хороший человек, указав нам на единственный в селе общественный колодец.
После Лебёдкино проехали ещё десяток километров и встали на ночёвку в отличном месте - прямо в поле, за небольшим островком леса.


Катковые поля







GPSies - Старый Урал. День третий

На восток от Уральских гор. День четвёртый




  • 1
Подробненько так описал. Всё-таки царит в малых русских городках дух запустения. Да, вроде б кое-где и фасад свежевыкрашен, необлезший, но стоит отойти чуть в сторону - и вот он, подпёртый жердиной покосившийся забор, облезлая старинная церквушка, некошеная трава.
Воины-автоприцеповцы - ну и надписи такие доставляют.

Улица Главная, улица Революции - хоть бы написали бывшая, а то и тут кавардак. И как приезжему разбираться?
Заодно б дизигнеру мотоциклетному, что "памятник" на трубах цвета российского флага руки пообрывать, что б не городил такую ерунду. Лучше б починил козырек и вывеску нормальную сделал.

Бывшего мэра Ирбита в тюрьму посадили. О чём тут говорить.

да уж, не Европа с её замками, и с отмытыми шампунем улицами

Косте надо было за пару недель до поездки ежедневно кататься хотя б по 10 км в день. Иначе такие боли неминуемы при 100-км в день, да ещё с грузом.
Наверное, в первый же день сильно давил на педали, и связки колена не успели привыкнуть к нагрузке. Ну и при первых признаках не мешало б ногу намазать согревающей мазью и максимально утеплить, замотав эластичным бинтом.
На снимках там у него болтается какая-то манжета на левом колене, - может застарелая травма и он о ней знал?

Интересное путешествие получилось, молодцы!
Фотографии замечательные и рассказ на уровне, читаешь на одном дыхании.
Спасибо Вам! Удачных приключений!

  • 1