Previous Entry Поделиться Next Entry
Путешествие в Нижнюю Синячиху. День второй. Часть первая
dkarpunin
Путешествие в Нижнюю Синячиху. День первый

Всю ночь поливало, небо разрывало на части от чудовищных разрядов молний. Только легли спать... Как шарахнет! Нас с сыном даже оторвало вместе с пенками от пола, сердце ушло в пятки. Видимо молния ударила в нескольких метрах. Такого страха мы в жизни не испытывали. Из города стали доноситься пожарные сирены. Мимо нашего магазина пронеслось несколько машин МЧС.
Но не смотря на всё это безобразие мы быстро отрубились. Я лишь проснулся всего один раз, где-то часа в три, от чавкающих звуков. У нашей палатки устроила разборку стая бродячих собак, и одна из них учуяв остатки еды в неотмытом котелке, выставленном наружу, соизволила откушать. После моих устрашающих воплей звери моментально ретировались. Вот это я дал! После этого я, как ни в чём не бывало, крепко заснул.
Проснулись в восемь. Сон удался на славу - от вчерашней усталости не было и следа. По-быстрому сварганили бутерброды с колбаской, доели пряники, напились крепкого чая и стали собираться. Утром дождя уже не было. Только начали нахлобучивать баулы на наших "мулов", как подъехала к бетонке "Газель". Ошалевший водитель никак не мог понять, чего здесь делают эти инопланетяне.
Я заскочил в, ставший до боли родным, магазин, купить пятилитровую бутыль воды и немного перекусов на обед. Затем вышли на дорогу и поехали по городу, рассматривая местные достопримечательности и старую архитектуру.

Дом культуры:

Улица Ленина:

Проехали через плотину, напротив которой красуется старинный Свято-Троицкий собор, первый на Среднем Урале каменный храм. Храм был построен в 1702 году на средства прихожан.

На выезде из Алапаевска в сторону Ирбитского тракта - Екатерининская церковь, одна из действовавших на протяжении всего XX века.

Мост через реку Нейва:

Так, тихой сапой выбрались из славного уральского города Алапаевск. Жаль было расставаться, посмотрели город набегом, почти ничего не увидели толком.

До Нижней Синячихи от Алапаевска всего лишь каких-то пустяшных десять километров.

С трассы хорошо видна Спасо-Преображенская церковь. Её я покажу позже.

При въезде в село путников встречает оригинальный указатель.

Заехав в село сразу захлебнулись переполнившими нас эмоциями от увиденного. Пошло глубокое проникновение в историю России. Ведь здесь находится уникальный Нижне-Синячихинский музей-заповедник деревянного зодчества и народного искусства Ивана Даниловича Самойлова - музей под открытым небом, в котором представлены типы жилых и хозяйственных построек Урала, а также уникальное собрание уральской народной росписи внутреннего убранства домов, ставен и других изделий прикладного творчества. В музейный комплекс входят более двадцати различных зданий и сооружений, в том числе три усадьбы крестьян XVII, XVIII, XIX веков, четыре часовни, башни острога и сторожевая, ветряная мельница, пожарная с дозорной каланчой. Таже в музее представлены предметы быта и орудия труда крестьян, единственная в мире коллекция народной росписи по дереву (Урал, Западная Сибирь, XIX в.), иконы местного письма XVIII и XIX в., рукописные и старопечатные книги XIX в.

Первый экспонат - постоялый двор XIX в. Старинный двухэтажный постоялый двор был наполовину пущен на дрова предыдущим владельцем.

Совсем крошечная Спасская часовня, шестигранная, с маленькой башенкой, она привезена из деревни Юрты Ново-Лялинского района, то есть с севера области.

Рядом с часовней - старинный колодец с большим колесом, под крышей с лентой резьбы, за оградой.

Далее часовня Вознесения начала XIX в., привезённая из деревни Карпова Верхотурского района. В ней же находится постоянная выставка работ прикладного искусства народного мастера Чупраковой Христины Денисовны.

Верстовой столб:

XVII века часовня Зосимы и Савватия Соловецких, построенная в деревне Кокшарова, с высоким шпилем над колокольней с большими проёмами-арками.

Позади часовни две усадьбы XVIII и XIX веков.

Спустились ближе к плотине на реке Синячиха.

По левую сторону расположена пожарное депо с дозорной каланчёй, с навесом для лошадей и с колоколом на высоких столбах.

Метрах в десяти - пожарный чан для воды.

За пожарным чаном, как-бы на краю, стоит сторожевая башня с частоколом. Сторожила эта башня когда-то острог в селе Арамашево Алапаевкого района аж в 1696 году. Табличка на ней гласит: "реконструкция". Так иногда бывает в музеях деревянной архитектуры: здание, утраченное где-то, восстанавливается реставраторами.

Действующая кузница:

Над высоким берегом пруда позвышается деревянная громадина - сторожевая башня пожарного депо начала XX в. из посёлка Красногвардеец Артёмовского района.

Плотина завода, реконструированная когда-то и выглядящая вполне современно, с красивыми фонарными столбами (почему-то без фонарей), держит заводской пруд.

Над прудом, на скалистом утёсе стоит удивительная шестиугольная, невысокая, но широкая часовня-ротонда XIX в. Александра Невского из села Останино Алапаевского района. Внутри неё пусто, лишь в одиночестве грустит старый деревянный стул.

Насладившись видами окрестных сказочных видов, спустились с утёса и проехали к ветряной мельнице.

Мельница привезена из деревни Мочищенск Гаринского района.

Рядом с ней на земле лежит внушительный каменный жернов.

На склоне горы раскинулось сельское кладбище. На краю его - единственная в музее часовня с куполом, покрытым лемехом, традиционным деревянным покрытием куполов, использовавшимся до железа - часовня Ильи Пророка XVIII века.

Путешествие в Нижнюю Синячиху. День второй. Часть вторая

• 1
Прячь под кат, а то щас набегут

Синячиха - чудное место! И внутри там домовая роспись сказочная!
Отличный пост!

кстати, если хотите проехать по старинным селам, то вам надо ехать до Махнево и далее до Санкино. На этом пути расположеныц старейшие в области села. и дорога красивая, с обрывистыми берегами кое где. около 150 км:)

Интересно посмотреть на ваши места. Никогда там не был.