?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Поделиться Next Entry
По уральским ЗАТО. День шестой (часть 1). Сан. "Дальняя дача" - Кыштым - ЗАТО Озёрск - оз. Иртяш
dkarpunin

День пятый. Оз. Теренкуль - Карабаш - сан. "Дальняя дача"

5 мая. Как же мы хорошо отдохнули, выспались! Позавтракали бутербродами, напились чая с молоком, заправили кровати, собрали вещи. Сегодня нас ждал город Озёрск - второе ЗАТО по счёту на нашем пути. На счёт него у нас были большие планы. И ещё я хотел повидаться со своим племянником, который учится в музыкальном колледже.

Вышли на улицу. Солнце слепило глаза. Снарядили велосипеды, смазали цепи и отправились в путь.








Прежде всего нам нужно было заехать в ближайшую больницу в Кыштыме и позаботиться о Мише. Ему необходимо было поставить дозу гамма-глобулина.



По приезду в Кыштым, сразу поехали в больницу, и там же в аптечном киоске купили восемь ампул с лекарством. Вышла приличная сумма - 3200 р. (одна ампула за 400 р. на 10 кг веса). А что делать.
Тут же обратились в приёмный покой.









Около часа ждали пока Мише вколят дозу. За это время я успел подтянуть разболтавшиеся конусы втулки заднего колеса.



Ну вот и всё. Из больницы Мишка выскочил успокоенный и довольный, не зная того, что маленький паганец, спрятанный в мыльницу, занёс ему опасную заразу в организм.

Поехали по Кыштыму разглядывая исторические и культурные достопримечательности. Вот и Усадьба Демидовых - "Белый дом" не осталась без внимания.





В кадр также попал Кыштымский машиностроительный завод.



Заехали посмотреть на огромный собор Рождества Христова.



За ним располагается площадь Кыштымского электромеханического завода.





Перед выездом из города в сторону Озёрска, находится памятник "Ликвидаторам аварии Кыштым 57".



"Кыштымская авария" - крупная радиационная техногенная авария, произошедшая 29 сентября 1957 года на химкомбинате "Маяк", расположенном в Озёрске (Челябинск-40). Авария называется Кыштымской ввиду того, что город Озёрск был засекречен и отсутствовал на картах до 1990 года. Кыштым - ближайший к нему город.

29 сентября 1957 года в 16:22 из-за выхода из строя системы охлаждения произошёл взрыв ёмкости объёмом 300 кубических метров, где содержалось около 80 куб. м высокорадиоактивных ядерных отходов. Взрывом, оцениваемым в десятки тонн в тротиловом эквиваленте, ёмкость была разрушена, бетонное перекрытие толщиной 1 метр весом 160 тонн отброшено в сторону, в атмосферу было выброшено около 20 млн кюри радиоактивных веществ.

Часть радиоактивных веществ были подняты взрывом на высоту 1-2 км и образовали облако, состоящее из жидких и твёрдых аэрозолей. В течение 10-11 часов радиоактивные вещества выпали на протяжении 300-350 км в северо-восточном направлении от места взрыва (по направлению ветра). В зоне радиационного загрязнения оказалась территория нескольких предприятий комбината "Маяк", военный городок, пожарная часть, колония заключённых и далее территория площадью 23000 кв. км с населением 270 000 человек в 217 населённых пунктах трёх областей: Челябинской, Свердловской и Тюменской. Сам Челябинск-40 не пострадал. 90 процентов радиационных загрязнений выпали на территории ЗАТО, а остальная часть рассеялась дальше.

В ходе ликвидации последствий аварии 23 деревни из наиболее загрязнённых районов с населением от 10 до 12 тысяч человек были отселены, а строения, имущество и скот уничтожены. Для предотвращения разноса радиации в 1959 году решением правительства была образована санитарно-защитная зона на наиболее загрязнённой части радиоактивного следа, где всякая хозяйственная деятельность была запрещена, а с 1968 года на этой территории образован Восточно-Уральский государственный заповедник. Сейчас зона заражения именуется Восточно-Уральским радиоактивным следом (ВУРС).

Для ликвидации последствий аварии привлекались сотни тысяч военнослужащих и гражданских лиц, получивших значительные дозы облучения.

Через несколько километров мы были уже на КПП города Озёрска.



После недолгой процедуры проверки документов, мы оказались на территории ЗАТО. Далее началась довольно продолжительная и интересная экскурсия по городу.









Город поразил нас своими огромными размерами (по сравнению с другими ЗАТО). Широченные улицы, парки, скверы, многоэтажные застройки, огромные магазины, проспекты(!).



Озёрск больше напоминал какой-то областной центр.























Рассматривая город, мы потихоньку приближались к озеру Иртяш.


фото большего разрешения




фото большего разрешения

Вдалеке на небольшом мысе виднеется белоснежная "Беседка Курчатова" - визитная карточка города.



Немного переведя дух на берегу водоёма, поехали дальше изучать город.



Обратили внимание на необычные мусорные контейнеры, расположенные в каждом дворе.





В городе строится великолепный православный храм.





Из новой части города свернули на проспект Ленина и поехали в старый район, который нам напомнил родной Новоуральск.










фото большего разрешения











А это здание ЦЗЛ (Центральной заводской лаборатории) ПО "Маяк". Выглядит не иначе, как министерство.



Проехали вдоль здания администрации ПО "Маяк".





Ну как же, побывать в Озёрске и не сфотографироваться с Курчатовым.



Далее направились в сторону Вокзальной площади.




фото большего разрешения



Автовокзал...











Сравнили наш новоуральский филиал МИФИ (Ядерный университет) с тутошним. Уж очень они похожи.













Здесь я встретился со своим племянником Вовкой.









Дом культуры "Маяк"...



Наступало обеденное время. Вовчик посоветовал нам покушать в дешёвой студенческой столовой, куда сам ходит. Что мы и сделали, с превеликим удовольствием.



Накрутили по городу несколько десятков километров. Пора прощаться, нас сегодня ждёт ещё один не менее загадочное и интересное ЗАТО - город Снежинск.

Направили своих коней к выезду из города, но уже через другой КПП - в сторону Каслей.





По требованиям безопасности, КПП снимать строго запрещается. Так что, съёмку вёл из далека. Думаю меня не пристрелят за этот кадр.



До Каслей дорога идёт вдоль озера Иртяш. Решили подъехать к берегу, чтобы посмотреть на город с другой стороны водоёма.






фото большего разрешения

День шестой (часть 2). Оз. Иртяш - Касли - ЗАТО Снежинск


  • 1
Прям как в чужом государстве, КПП, зона, запрет на съёмку. Этот городок хоть боль-мень живописен, особенно церковь интересная, новая белая с золотыми куполами. Жаль только один снимок не с самого лучшего ракурса. Архитектору 5 баллов за проект, хотя похожие я видал. А что Миша ваш, грипп, что ли, подхватил? Температура? Для чего гамма-глобулин-то?
И что за что маленький паганец, спрятанный в мыльницу с опасной заразой? Что за зараза? Инфекция?



Можно вместо автора ответить? В прошлой серии Мишу укусил клещ. :))) Вот этого клеща энцефалитного они в мыльнице и транспортировали и, именно, из-за него гамма-глобулин ставили.

Т.е. решили не рисковать, или таки клеща на анализ сдавали?

и ещё вопрос, ваше мнение о таблетках от клещей iodatipirinum ? может кто из участников похода ответит.. или нет им пока доверия.. в смысле таблеткам этим.

Лично у меня к йодантипирину доверия нет. Главным образом он применяется как радиоактивная метка при исследованиях тока крови в организме. Лучше проставить заранее курс прививок от клещевого энцефалита. А уж если клещ укусит, то всё равно лучше проколоть гамма-глобулин или иммуноглобулин и обратиться к врачу.

По приезду Миша отнёс клеща в лабораторию на анализ. Зверь оказался энцефалитным. Сказали следить за своим состояние.

Да, действительно, это все создавалось в СССР теперь - чужом государстве. Больно только смотреть как нынешнее государство исподволь все рушит. Да собственно о каком государстве вообще сейчас говорить то можно? http://www.snob.ru/thread/71#entry_36099

У вас там ещё ничего. А вот когда я приезжаю в Тверскую область то вижу развалины на месте бывших посёлков и колхозов, деревни, где пара-тройка дышащих на ладан старушек.
Новый дом, где я когда-то жил, - от него сожженные развалины остались, фермы полуразобранные на кирпичи. Как будто война была. И просто сердце как клещами кто-то сжимает при виде всего этого развала. Живут там люди, точнее - доживают. За 20 лет население самого большого посёлка колхоза уменьшилось вдвое - с 1.5 тыс. до 700 человек.
Колхоз ликвидирован, работы нет. А москвичи за моргалками только смотрят - их это раздражает. А то, что страна разваливается и вымирает - ну эт ерунда. Больше места для дач будет.

А это, чего ещё хотел спросить-то.. граница этой зоны запретной, она только сам город окружает? Насколько велика зона по площади? Хоть примерно? Вон там озеро, лес виден, всё эт в черте города, типа парка? А вокруг просто забор или там строже, камеры, колючка, КСП, высокое напряжение, регулярные обходы кинологов?
А ежели горожанин, к примеру, в лес решил прогуляться, то только через КПП можно? И сколько штук этих КПП?

Шпиён? :)
Да, забор окружает весь город.
Зона очень большая. Кроме того в городские округа входит и прилегающая территория. Где-то больше, где-то меньше. Но это открытая для доступа земля.
Забор не просто забор. а целый комплекс средств для предотвращения проникновения на территорию ЗАТО.
В Озерске можно ходить в лес по грибы не покидая зону. Но строго не рекомендуется, т.к. места надо знать.

Да, сразу фотаю на микроплёнку и продаю Лэнгли *)

А вообще-то просто любопытно, как там люди живут в зоне, что их окружает, вон и серия постов этих именно про поездку по ЗАТО.
Я ведь ни в жисть не отличу снимки того же Новоуральска от Озерска, мне всё едино.
А вот зона - это уже интересней и самыми интересными для меня были бы именно кадры с этим забором и остальным комплексом средств, или хотя б не кадры, а описание. Но нет ни того, ни другого.
Как проверяют на КПП, только пропуска или полный досмотр транспорта и вещей?



Re: Да, сразу фотаю на микроплёнку и продаю Лэнгли *)

Конечно, фото КПП, забора и прочего есть, но они были сделаны только лишь в целях сравнения с другими городами. Выкладывать фото не стал по понятным причинам.
Как проверяют на КПП... Проверяют очень строго и тщательно. Люди проходят через КПП предъявляют спецпропуска, транспорт проходит через шлюз и детально досматривается военными.

Re: Да, сразу фотаю на микроплёнку и продаю Лэнгли *)

Люди в зоне живут как и на большой земле, порядка пока только немного больше - режим особый всеже, а так трудятся, зачастую выживают. Когда-то давно в молодости я отвечал на то, как вы там живете за колючкой словами Стругацких - что это не мы за колючкой, это вы за колючкой - мы-то всегда наружу выйти можем, а вы к нам вряд ли попадете. Сейчас понимаю, что это не так. Режимные ограничения действительно большие, друзей, знакомых, даже родственников завести очень сложно, зачастую практически невозможно. И нам самим посути свободное перемещение по миру заказано. Ни тебе какая нибудь Турция и даже с Украиной и то проблемы. Не говоря уж про европы америки и т.д. Конечно эти прелести только для тех, кто работает на основных предприятиях. За кадры с забором можно запросто загреметь в места нестоль отдаленные. Поверьте, ничего особо интересного там нет, подобных кадров полно во всяких американских боевиках, но все весьма и весьма серьезно. Если че - я из Снежинска :)

Re: Да, сразу фотаю на микроплёнку и продаю Лэнгли *)

С одной стороны, в таком городе чувствуешь себя спокойней, меньше, наверное, преступников и разных прочих бомжей.
Да и уровень культуры, думаю, повыше, чем в остальных русских городах. К примеру, первое, что я увидел, приехав в славный город Тверь - это две писающие девки, которые делали это прямо у вокзала и даже не потрудившись спрятаться за угол (на велике туда ездил из Риги, кстати)
А с другой - всё-таки свобода ограничена, а это для меня было бы очень угнетающе. Вроде ничего страшного, а всё ж неприятно чувствовать себя винтиком системы.

И сколько стоит обед в дешевой студенческой столовой? Тоже любопытно-с.

Обед из трёх блюд и напитков мне обошёлся в 100 р.

Архитектурные изыски Озерска достаточно просто объясняются - здесь находится наш головной проектный институт. Поэтому прежде чем появиться зданию в Новоуральске или Лесном, его "обкатывают" здесь.
Гуляя по Озерску я нашел, практически, все новоуральские места. Даже наша верхняя площадь есть :)

Очень знакомые Озерские места :) Хочу тоже как-нибудь снова наведаться...

Озёрск крутой, ничо не скажешь.
Инстик совсем как наш. точная копия, как и старые дома такие же.

Я там заметил еще автобус конструкции сарай, они там еще ходят чтоли?

как видишь, "сараи" ещё эксплуатируются

Ребят, респект. Отличная статья и фотки.
Я сам Новоуральский как и вы, был рядом, на въезде в Озёрск, с обеих сторон, одна маленькая такая проходная, а вторая большая, как у нас в южном.
У меня один только вопрос, как вы попали в Озёрск? Мне вообще очень интересно, сам хотел бы прокатиться по закрытым городам, но правда на машине, пофотать достопримечательности, посмотреть что и как, как живут люди, что у них есть...
P.S. А по МИФИ, дык проект-то один же:-)

(Анонимно)
Ребята, какие же вы молодцы)))) я вам по-белому завидую...просто умнички!
А Озерск наш да, город красивый, чистый, вот только состояние дорог вызывает некоторое опасение)))) да и уровень преступности не особо низок((в общем, те же самые проблемы, что и в других городах) А гостям мы здесь всегда рады) на самом деле очень жаль, что доступ в город сильно ограничен, но в то же время это дает какую-то внутреннюю уверенность в том, что мы, жители, защищены от всяких реалий сурового мира за "колючкой"))))вот как-то так...

  • 1