?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Поделиться Next Entry
Воскресная прогулка. Нижняя Синячиха. Часть вторая
dkarpunin

Воскресная прогулка. Нижняя Синячиха. Часть первая


Напогребница (XVIII в.) из села Мугай Алапаевского района

В музее деревянного зодчества представлены усадьбы XVII, XVIII и ХIХ веков. Они позволяют проследить, как со временем изменялась архитектура, конструкция, декор, планировка жилого комплекса уральской деревни.


Первая от реки - крестьянская усадьба XVII века.

Эта усадьба собиралась по частям: изба взята из деревни Таборы, амбар из деревни Поповой, а баня из деревни Городище Алапаевского района.


Усадьба крестьянина (XVII в.)

За домом стоит старинная баня, сложенная в три венца из половинок брёвен огромного диаметра.


Баня по-чёрному



Изба XVII века практически лишена украшений. Но в ней как-то особенно уютно и тепло.









Кроме жилого, складского и хозяйственных построек особенно впечатляет поилка для лошадей, колодец с «журавлём», орудия сельскохозяйственного труда и другие интересные вещи.

















Завершает здание огромная двускатная кровля с вознёсшимся к небу коньком, главным декоративным элементом и оберегом дома.



Дальше по деревянному мосточку перешли к усадьбе XVIII века.



Усадьба представлена избой из деревни Вогулка и амбаром из деревни Кулига Алапаевского района.

В XVIII веке фасад избы получает большее количество украшений. Окна становятся шире, с двумя ставнями, появляется больше украшений.

















Под навесом в усадьбе можно узнать, для чего нужны кочедык, рейсмус, зензубель, познакомиться с «пяткой», мотовилом, «бараном», бало и другими диковинными предметами.











Настоящая революция в архитектуре крестьянского жилища происходит в XIX веке: увеличивается размер дома, усложняется планировка, фасад здания и хозяйственные постройки получают обилие резных украшений.



Дом привезён из деревни Камельской, амбар - из села Кировского Алапаевского района.

















Интерьер дома раскрашивается сказочными росписями.






















Усадьба XIX века

Осмотрев крестьянские усадьбы двинулись к одной из главных коллекций музея - коллекции домовой росписи, что расположена на втором этаже Свято-Преображенского храма.





При входе в храм устроена небольшая экспозиция, посвящённая Алапаевским мученикам.



Алапаевские мученики (Мученики Алапаевской шахты) - члены дома Романовых и близкие к ним люди, убитые (казнённые) представителями советской власти в ночь на 18 июля 1918 года, на следующий день после расстрела царской семьи, в 18 км от города Алапаевска у рудника Нижняя Селимская, в одну из шахт которого были сброшены их тела. 8 июня 2009 года Генеральная прокуратура России посмертно реабилитировала всех убитых под Алапаевском.

Русская православная церковь за границей канонизировала всех убитых под Алапаевском (кроме Ф. Ремеза) в лике мучеников. Русская православная церковь причислила к лику святых только двух из них - великую княгиню Елизавету Фёдоровну и инокиню Варвару (в лике преподобномучеников).

В число лиц, убитых под Алапаевском, входят: великая княгиня Елизавета Фёдоровна; великий князь Сергей Михайлович; князь императорской крови Иоанн Константинович; князь императорской крови Константин Константинович (младший); князь императорской крови Игорь Константинович; князь Владимир Павлович Палей (сын великого князя Павла Александровича от его морганатического брака с Ольгой Пистолькорс); Фёдор Семёнович (Михайлович) Ремез, управляющий делами великого князя Сергея Михайловича; сестра Марфо-Мариинской обители Варвара (Яковлева), келейница Елизаветы Фёдоровны.



На первом этаже храма можно увидеть коллекцию икон и церковной утвари. Во время православных праздников здесь проходят службы.











Пол храма устлан чугунной плиткой, выполненной каслинскими мастерами.



Ну и перейдём на второй этаж, где расположена коллекция домовой росписи.









В экспозицию вошли расписанные сказочно яркими цветами, травами, ягодами двери, простенки, целые стены и потолки крестьянских изб и домов, образцы расписной мебели и домашней утвари.









Целые династии народных мастеров домовой росписи - потомков выходцев из северных областей европейской части России - исстари жили в поселках и деревнях по реке Кармак, на границе с Тюменской областью. Для тамошних народных живописцев, чаще всего скромно именовавших себя «красильщиками», домовая роспись стала своеобразным отхожим промыслом. Во многих селах и деревнях - на запад, восток, юг от Кармака - любили и привечали «петушатников», получивших прозвище из-за традиционного персонажа своих росписей. Например, в небольшой деревушке Чебаки Сухоложского района расписаны интерьеры всех тридцати деревенских изб и домов.



Уральская домовая роспись представляет собой редкостное явление, целый пласт народного творчества, а сама экспозиция, собранная и описанная И. Д. Самойловым, по заключению специалистов Московского НИИ художественной промышленности, сделанному ещё в 1967 году, не имеет аналогов ни в одном из музеев мира. Экспонаты коллекции не только собраны, но зачастую просто спасены Иваном Даниловичем от уничтожения в 217(!) крестьянских домах восьми районов Свердловской области; на самом раннем из достоверно датированных образцов - расписной прялке - есть надпись: «1869 год».







Изюминка экспозиции - «белая горница» в полном интерьере, перевезённая в музей из деревни Мезень Алапаевского района. Расписана чудо-горница мастерами из Тугулымского района в 1910 году. К сожалению, мы её толком не рассмотрели из-за большого количества посетителей, собравших возле неё. По росписи она очень похожа на ту светлицу, которую мы видели в усадьбе XIX века.





Подробно осмотрев все экспозиции музея-заповедника и надышавшись синячихинским воздухом, отправились домой, заскочив по пути в село Арамашево и поднявшись в Невьянске на гору с которой открывается прекрасный вид на Уральские горы и демидовский город. Но об этом в следующих частях.


  • 1
  • 1