Previous Entry Поделиться Next Entry
Велосипедное путешествие по Грузии (апрель-май 2017). День второй. Часть первая
dkarpunin

Велосипедное путешествие по Грузии (апрель-май 2017). День первый



27 апреля, четверг

Итак, настал второй день путешествия по Грузии. Решили всегда вставать по будильнику - в шесть, дабы больше успевать за день. Ночью было холодно, что-то около нуля, а может и ниже. В горах всегда так, ночи холодные, а днём можешь уже раздеваться до трусов.


Утром лица у нас были здорово отёкшие, сказался большой объём воды, выпитой днём ранее. С восходом в долину Терека начало возвращаться тепло. Горы постепенно заливало ярким светом. А как тихо! Движение автотранспорта в это время ещё не такое активное, ночью вообще по Военно-Грузинской дороге стараются не передвигаться.



Роль повара в этом путешествии на себя взял я, так что каждое утро ребята кушали вкусные молочные каши, приправленные разными орешками и сухофруктами. Вообще рацион у нас был разнообразный - крупы, супы, макароны, картофель, зелень, фрукты и овощи. Мясо, лук и морковь использовали сушёные, это постралась Катя. Также у нас была сырокопчёная колбаса, привезённая из дома и сыр. Но в дальнейшем сыр покупали только местный-домашний, ребята домой даже привезли по голове.


Долина реки Терек




Старая дорога

В общем, позавтракав, собрались и вышли на дорогу, ко входу в тоннель. Утром его проезжать было вполне комфортно, ибо не было ещё той ужасной концентации выхлопных газов, которые к вечеру делали проезд практически невозможным, тоннель был, почему-то, совершенно непродуваемый. Это была одна из причин, по которой мы решили переночевать до тоннеля, не доехав до Степансминды несколько километров.



Да, немного слов о Военно-Грузинской дороге. Как я уже написал ранее, эта дорога одна из самых красивых на Кавказе, да и вообще в мире.

Это не просто трасса, длинною в 208 км, соединяющая Россию с Грузией, ведущая из Владикавказа в Тбилиси, через горный Кавказский хребет, а затем по живописнейшему региону Мцхета-Мтианети, это настоящий исторический маршрут, уже очень давно ставший популярным у туристов и путешественников.

Строительство дороги началось ещё в XVIII веке, сразу после подписания в 1783 году Георгиевского трактата о переходе Грузии под протекторат Рооссии. По сути, это единственная транспортная магистраль соединяющая Россию с Кавказом - Грузией и Арменией, а также с Турцией (её ещё называют «воротами в Грузию»).

Часть дороги прорубалась сквозь горную породу, местами она идёт практически по краю ущельев рек Арагви и Терек.

Длинна наиболее интересного участка дороги составляет 170 км - от Тбилиси до границы с Россией.

Из-за неописуемой красоты мест по которым проходит дорога, так и хочется остановить время, чтобы вдоволь налюбоваться бесконечной магией горных громадин.



Современное название - Военно-Грузинская - закрепилось за дорогой после начала её реконструкции русским военным ведомством.

Постоянное сообщение по дороге было открыто в 1799 году, передвижение было весьма трудным - посланный в этом году в Грузию отряд русской армии под командованием генерала Лазарева прибыл на место через 36 дней.

После присоединения в 1801 году Грузии к России, началось строительство новой, улучшенной Военно-Грузинской дороги. В 1811 году дорога перешла под надзор Управления путей сообщения России, был проведён колоссальный объём работ - сняты откосы, созданы карнизы, сделаны выемки, построены мосты, проведена отсыпка, возведены плотины и дамбы, для предотвращения обвалов - подпорные стены и крытые траншеи и т. д. В 1814 году открыто движение экипажей, с 1827 года - устроена экспресс-почта.

На дороге были устроены 11 станций (следуя из Владикавказа) - Балта, Ларс, Казбек, Коби, Гудаури, Млеты, Пасанаури, Ананур, Душет, Цилкани, Мцхета, далее - Тифлис. На всех станциях имелись помещения для бесплатного ночлега.

В 1861 году руководство работами на дороге принял Б. Статковский, к 1863 году дорожное полотно дороги было шоссировано.

Военно-Грузинская дорога сыграла большую роль в развитии экономических связей между Россией и Закавказьем. В разные годы по ней проезжали Александр Грибоедов, Александр Пушкин, Михаил Лермонтов, Николай II, Коста Хетагуров, Лев Толстой, Владимир Маяковский.

В 1910-1914 годах даже составлялся проект междугородной трамвайной линии от Владикавказа до Тифлиса длиной 202 версты с обеспечением питания контактной сети несколькими мини-гидроэлектростанциями. Но практическая реализация этого проекта явно была за пределами технологических и экономических возможностей.



Перед Степансминдой осмотрели придорожную часовенку XIX века, расположенную рядом с небольшим ущельем, в котором журчала речушка.



Внутри часовни две иконки - Девы Марии и Святителя Николая, а также свечки.



Проехали очередной прижим, дорога в этом месте сильно сузилась - с одной стороны высокий обрыв, с другой скала. Въехали с посёлок Степансминда.

Степанцминда - административный центр Казбегского района, имеет население 1850 человек, с 1921 года назывался Казбеги и эти два названия до сих пор путают.

В 1774 году здешним правителем сделался местный житель Казибег Чопикашвили. Его сын Габриел за особые заслуги перед русской администрацией был произведён в майоры и получил дворянство, после чего сменил фамилию и стал именовать себя по имени своего отца - Казибегом. По его имени селение было переименовано в Казбег, а после также была названа вершина Мкинварцвери.

Первоначальное название связано с жившем в горах поблизости монахом Степане. Однажды он спас жителей деревни, успев предупредить их о сходе лавины. Перенёсшие свои жилища на более безопасное место жители назвали новое поселение - Степанцминда.



По мосту пересекли реку Чхере, которая впадает в Терек.



И слева открылся вид, ради которого люди едут сюда со всего мира. Побывать в Грузии и не посетить Казбеги - это большое упущение, о котором будешь сильно жалеть. Перед нами во всей красе возвышался Казбек, а слева от него знаменитая высокогорная церковь Святой Троицы - Гергетис Цминда Самеба. Аж дух захватило. Под ними раскинулось село Гергети.


Церковь Святой Троицы, село Гергети, гора Казбек


Церковь Святой Троицы - Гергетис Цминда Самеба


Гора Казбек

Гора Казбек (груз. Мкинварцвери - ледяной пик, или Мкинвари) - потухший стратовулкан, самый восточный пятитысячник Кавказа, высотой 5033,8 м. Расположен в восточной части Хохского хребта. Последнее извержение произошло в 650 году до н. э.



Погода была идеальная, небо совершенно безоблачное, что бывает довольное редко в этих местах. Нам несказанно повезло, т.к. Казбек не всем открывается, большую часть времени он стоит в облаках, изредка показывая себя в редкие просветы.

- Ну что, ребята, сходим наверх? Посмотрим церковь? - предложил команде. - На это у нас уйдёт часа четыре, но это стоит того.
- Конечно! О чём речь! Это же здорово! - Оживились мои компаньоны.

Перед мостом через Терек своротка в село Гергети, от куда начинается дорога к церкви Святой Троицы. От сюда же начинается пеший маршрут на Казбек. Свернули в село, проехали мимо джиперов-таксистов, которые поднимают желающих наверх. Поползли в гору по серпантину запутанных улиц.



Заметили на склоне горы между скал полуразрушенную сторожевую башню.





Гергети - село небольшое, расположенное на склоне горы террасами. Между домами извиваются узкие улочки, переулки и тропинки. Дома здесь постоены в основном из камня, чёрного сланца, выглядят очень аутентично. Но так постоены старые дома, современные уже из кирпича и бетона.

Подниматься к церкви с велосипедами смысла не было никакого. Поэтому решили попроситься к кому-нибудь на постой, чтобы сходить наверх налегке. Докатили велосипеды до первого дома с большим двором. Постучались в железные ворота. Нам открыла молодая женщина. Приветливо улыбнулась и любезно пустила к себе во двор. С акцентом, но очень хорошо говорила по-русски. Её звали Нино. Мы прислонили велосипеды к каменному забору, взяли перчатки, тёплые шапки, ветровки, воду, поблагодарили Нино и отправились к церкви.



Перед нами стояла не простая задача - выбрать верное направление в этом море переплетённых улочек, чтобы выйти к началу тропы.















Таких пешеходов, как мы, встретили всего несколько человек - семью из Таганрога и парнишку из Израиля. Все они блуждали с потерянными лицами, в поисках верного направления, но ничего у них не получалось. А у нас был GPS-навигатор. Увидев, что идем мы уверенно, со знанием дела, к нам сразу все присоседились.





Наконец наша дружная компания вышла из села на дорогу, ведущую к церкви. Таганрогцы почесали вперёд, мы притормозили, чтобы осмотреться, а израильтянин отстал, делая бесконечные сэлфи. Всю дорогу нас обгоняли внедорожники с лентяями.



Часть пути удалось срезать по лесу, не проходя все изгибы серпантина.











Обогнали молодую пару из Польши или из Чехии. Они совсем выдохлись, шли очень медленно, с остановками.



Спустя полтора часа вышли на огромное плато с которого открыватся вид на церковь на фоне заснеженного хребта. Очень живописно! Сдесь дул сильный ветер, высота была около 2100 метров.









Направились к церкви.





У церкви уже было много народа, говорящего на разных языках. В основном все поднялись на машинах. Была, как молодёжь, так и возрастные туристы.





Сразу в церковь не пошли, а обошли её, чтобы посмотреть на Степансминду сверху.


Степансминда. Вид от церкви Святой Троицы



Храм Святой Троицы - крестово-купольный храм, построенный в XIV веке. Единственный храм такого типа в Казбегском районе.



Затем направились в саму церковь.



Перед тем, как войти на территорию храна, женщинам предлагается, по христианским канонам, одеть юбку и покрыть голову. У входа стоит скамья с юбками и платками. Но многие женщины этим правилом пренебрегают, особенно иностранные.





Гергетская Самеба - удивительный храм. Это редкий случай храма высоко в горах, на высоте 2170 метров от уровня моря. Необычное сочетание архитектуры и снега.  Его можно красиво фотографировать на фоне ледников Казбека. В июле на праздник Гергетоба здесь собираются толпы народа.



Внутри храма фотографировать не положено, на территории нужно вести себя тихо и прилично. Место здесь ограниченное, так что, при съёмках здорово выручал широкоугольный объектив. Видел, как народ здесь мучился с фотографированием на среднефокусные объективы, отходя на необходимое расстояние, но у них ничего путного не получалось.













Внутри храм аскетичен. Фресок нет, даже штукатурки нет, стены сложены из каменных блоков. Внутри темновато. Электричества внутри храма нет, а окна очень узкие. Очень интересна железная входная дверь с металлическими кольцами.
 
В путеводителе 1906 года говорится:  «Об этой церкви передают одну весьма интересную подробность. Основание церкви нужно отнести к весьма отдаленному прошлому, когда в Грузии все церкви в честь св. Стефана ставились на месте идольских капищ. Этим, вероятно, и можно объяснить тот странный факт, что в храме хранится (как говорят тщательно скрываемый местным духовенством) языческий идол. Древность эта представляет собой серебрянного барана, довольно примитивной и грубой работы, и сохраняется на каменном престоле, завернутая в эпитрахиль».























Осмотрев всё и проведя в этом месте около часа, мы пошли вниз, но уже по другой дороге, а точнее по тропе, идущей прямо за церковью.







Тропа вывела нас на нижние уровни серпантина. А дальше мы начали попросту срезать все повороты по лесу.





В итоге, спустя двадцать минут мы уже были на окраине Гергети. Получился довольно скоростной спуск, съэкономивший уйму времени.



Направились к Нино за велосипедами.



Зашли во двор, где нас уже ждала Нино. Немного пообщались, поинтересовались современной жизнью села, страны. Например, спросили о праздновании Первого Мая и Дня Победы. На что она сообщила, что Первомай у них не празднуется, это рабочий день, но в семейном кругу он всё равно отмечается, как день памяти по прежним светлым советским временам. День Победы в Грузии отмечается на государственном уровне, это священный день. Рассказала, что в школах с пятого класса обязательно изучение русского языка, английский преподаётся с первого класса. Что жизнь в Грузии стала сложной, в экономическом плане. Зарплаты маленькие, с работой плохо, предприятия не работаю, производства нет, много денег уходит на бытовые услуги - газ, электричество и воду. Газ закупают в Азербайджане, электричество в Армении, но есть и своё, с водой, слава Богу дифицита нет. Бензин дороже чем в России почти в два раза. Грузия сейчас выживает за счёт туризма.

Ну а мы поблагодарили Нино, подарили ей небольшой сувенир, привезённый из нашего города - брелок "Ведро урана". Попрощались и поехали вниз, в Степансминду.



В Степансминде нашли банк, чтобы обменять небольшую сумму рублей на лари - для общих расходов. Курс 1 лари = около 23 рублей.

Пока стояли у банка, мимо нас прошёл Василий - тот дядька, который днём ранее, приглашал нас к себе в отель. Увидев Тимофея, сразу заулыбался, поприветствовал его по имени и пожал руку. Спросил нас о том, как и где мы провели ночь, пожелал удачи в путешествии. Хороший мужик, он нам потом здорово помог, но об этом позже.



В посёлке особо не задерживались, двинулись дальше, нам в этот день ещё предстояло взять Крестовый перевал и немного спуститься с него. Поменяв деньги, заскочили в магазин, купили лаваш. На выезде из Степансминды зашли в кафе-хинкальную. Впервые попробовали грузинскую кухню, выпили по бутылочке знаменитой грузинской газировки. Цены здесь, естественно, немного выше чем в центре страны. Порция хинкали - 5 лари, бутылка 0.5 газировки - 3 лари. Зато очень вкусно и сытно.





Покинули Степансминду и попилили в гору.



Велосипедное путешествие по Грузии (апрель-май 2017). День второй. Часть вторая


промо dkarpunin январь 3, 2016 13:14 77
Разместить за 10 жетонов
Разгребал свои фотоархивы, и на глаза попалась затерянная некогда папка с названием "Котуйкан". Ага, эти фото я искал очень долго, а потом бросил затею. И вот, нашлась пропажа. Фото эти угодили мне в руки около десяти лет назад. Знакомый водник дал их мне на обработку, вытянуть хоть что-нибудь…

  • 1
Прекрасные фотографии и очень интересно Вы все описываете. Читаем всегда с удовольствием! Тоже рассматривали идею поездки в Грузию, тоже хотелось по военной грузинской дороге, но по причине чисто женского коллектива не решились пока. Надеюсь реализуем хотя бы просто вариант похода по Грузии.

В Грузии обязательно нужно побывать, а уж тем более прокатиться по Военно-Грузинской дороге.


  • 1
?

Log in

No account? Create an account