?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Поделиться Next Entry
Субмарины Южной бухты
dkarpunin



В Южной бухте Севастополя на приколе стоят две старенькие подводные лодки - ПЗС-50 проекта 633РВ (бывшая С-49) и Б-435 проект 641 (бывшая "U01 Запоріжжя"). "Новороссийск" проета "Варшавянка" показал ранее.


Правая - ПЗС-50 проекта 633РВ (бывшая С-49), левая - Б-435 проект 641 (бывшая "U01 Запоріжжя").



Проектирование подводной лодки проекта 633 было начато по Постановлению СМ №1454-808 от 9.08.1955 г. Проектирование велось в ЦКБ-112, главным конструктором проекта был З. А. Дерибин, заместителями - А. К. Назаров и Е. В. Крылов, главным наблюдающим от ВМФ был И. И. Чуфрин.
В апреле 1955 г. предэскизные проработки проекта были закончены и представлены на рассмотрение в двух вариантах: один по ТТЗ, выданному УК ВМФ, а второй "инициативный" (И-633) с улучшенными ТТЭ. Проработки получили одобрение руководства ВМФ и МСП. Как отмечено в заключении УК ВМФ при рассмотрении предэскизных проработок в мае 1955 г., "предложенный вариант является совершенно новым проектом средней ПЛ". Применительно к этому варианту пересмотрели и ТТЗ.
Технический проект ПЛ проекта 633 был утверждён постановлением СМ №1117-580 от 15 августа 1956 года. Подводная лодка проекта 633 двухкорпусная, по своим главным размерениям близка к ПЛ пр.613, по характеру же обводов наиболее соответствует ПЛ пр.611, в котором форма миделевого сечения приближается к окружности. Обводы корпуса ПЛ в основном подчинены обеспечению большей ходкости в подводном положении за счет надводных характеристик.
Подводная лодка "С-49" (заводской номер 364) была заложена на заводе "Красное Сормово" в Горьком 29.03.1962 г., спущена на воду 27.07.61 г. Вступила в строй 31.12.1961 г.
16.01.1962 г. принята в состав Черноморского флота. 02.08.1962 г. прибыла на Северный флот, и 22.08.1962 г. перечислена в состав Северного флота. Зачислена в состав 96-й БПЛ 4-й ЭПЛ (г. Полярный).
15.08.1969 г. вновь перечислена в состав Черноморского флота. 02.12.1971-06.10.1972 г. прошла ремонт на "Севморзаводе" им. С. Орджоникидзе (Севастополь).
К тому времени в была начата разработка противолодочных комплексов "Водопад" и "Ветер", предназначенных для ВМФ.
Комплекс "Водопад" представлял собой твердотопливную ракету, выстреливаемую из торпедного аппарата калибра 533 мм. Руководство ВМФ заставило разработчиков комплекса использовать уже состоявшие на вооружении 533-мм торпедные аппараты. В свою очередь жесткие габаритные ограничения сказались на тактико-технических характеристиках ракеты. В комплексе "Водопад" использовались два варианте боевой части - 400-мм малогабаритная торпедная УМГТ-1 и ядерный заряд.
Ракета выходила из воды под углом, корректировалась в полете бортовой инерциальной системой, затем в заданной точке происходило отделение торпеды (либо специальной боевой части), которая на парашюте сбрасывалась в воду. Парашют при этом отстреливался у поверхности воды. Поиск лодки торпеда производила с помощью головки самонаведения.
Малогабаритная противолодочная электрическая торпеда УМГТ-1 имеет скорость 41 узел, дальность хода 8 км, глубину хода до 500 м. Акустическая активно-пассивная система самонаведения торпеды имеет радиус реагирования по активному каналу 1500 м. В качестве источника электроэнергии в торпеде УМГТ-1 принята серебряно-магниевая батарея, активируемая морской водой. Максимальная дальность стрельбы комплекса "Водопад" - 37км.
Комплекс "Ветер" представляет собой твердотопливную ракету, выстреливаемую из торпедного аппарата калибра 65 см. Длина ракеты 11 м, диаметр корпуса - около 650 мм. Ракета комплекса "Ветер" имеет те же два варианта боевой части, что и комплекс "Водопад", т.е. торпеду УМГТ-1 и ядерную боевую часть.
Комплекс "Ветер" обладает более мощной ракетой, чем комплекс "Водопад", поэтому имеет в два раза большую дальность и глубину старта.
Головным разработчиком комплексов "Водопад" и "Ветер" выступало ОКБ "Новатор" Минавиапрома (бывшее ОКБ-9). Начальником бюро и главным конструктором был Л. В. Люльев. Торпеда создавалась в НПО "Уран" Минсудпрома (главный конструктор торпеды В. А. Левин). Бортовая аппаратура ракет разрабатывалась в НИИ-25 Минавиапрома (начальник и главный конструктор А. С. Абрамов).
Для испытания обоих комплексов на заводе № 444 по чертежам, разработанным СПМБМ "Малахит" в разное время были переоборудованы две подводные лодки "С-11" и "С-49" из проекта 633 в проект 633РВ.
В носовой части лодки получили надстройку с двумя 650-мм торпедными аппаратами для испытания новых торпед для отработки системы стрельбы из ТА калибра 650-мм новыми образцами торпед. Подводная лодка "С-49" прошла ремонт и модернизацию в период c 01.07.1986 по 30.04.1991 г.
Её 533-мм торпедные аппараты соответствовали серийным на атомных подводных лодках проекта 671, а 650-мм - аппаратам на лодках проекта 671РТ. Кроме того, казённые части верхних аппаратов калибра 650 мм были вставлены в прочную герметичную камеру, что обеспечивало надежную работу агрегата АЭРВД-100, предназначенного для ввода данных в ракету.
В соответствии с технической документацией эти ТА называются ПУ ракетоторпед. В отличие от штатных ТА они имеют прорези в обтюрирующих кольцах для прохода продольного кабеля ПЛУР, дополнительные фигурные направляющие дорожки для снятия предохранителя запуска двигателя, кабельный разъем, вмонтированный в крышку ПУ для предстартовой проверки ПЛУР и введения в их БСУ необходимых данных. Выход ПЛУР из ПУ такой же, как и торпед из ТА.
В носовом отсеке демонтировали часть стеллажей для запасных торпед, АПП ПЛУР и установили контрольно-измерительную аппаратуру. Кроме того, было усовершенствовано гидроакустическое вооружение. На неё в дальнейшем проводились заводские, летно-конструкторские и государственные испытания комплексов, а также серийных ракет после приёмки их на вооружение.
Находилась в составе 475-й дивизиона подводных лодок; 24.06.1991 г. была отнесена к подклассу опытовых ПЛ.
10.07.1995 г. подводная лодка "С-49" была исключена из состава ВМФ, и 31.10.1995 г. расформирована. В этом же году была переоборудована в плавучую зарядовую станцию и переименована в "ПЗС-50".



Одной из первых, предназначенных для экспорта, была дизель-электрическая подводная лодка пр.641. Этот отечественный корабль, считавшийся в 60-е гг. XX века одним из лучших в мире по архитектуре корпуса, мореходности, мощности энергетической установки, вооружению и другим параметрам, вполне подходил для поставок на экспорт.
По результатам выполненных ЦКБ-18 проработок в октябре 1954 года было принято совместное решение ВМФ и МСП о разработке технического проекта 641 океанской подводной лодки большого водоизмещения, представлявшего собой дальнейшее развитие проекта 611. В январе 1955 года технический проект 641 был разработан, а в июле того же года утвержден Постановлением СМ СССР.
В августе 1955 года, уже после того, как начался выпуск рабочих чертежей, было принято совместное решение ВМФ и МСП об увеличении глубины погружения путём применения новой корпусной стали АК-25 с пределом текучести 60 кгс/мм кв. и замены оборудования, подвергающегося забортному давлению. Одновременно предлагалось оснастить ПЛ новейшими средствами навигации, наблюдения и связи. Кроме того, было решено реализовать в новом проекте около 170 предложений по улучшению отдельных лодочных конструкций, учитывающих опыт постройки и эксплуатации ПЛ пр.611.
По проекту 641, разработанному под руководством главного конструктора С. А. Егорова, а потом З. А. Дерибина, удобообтекаемый корпус выполнили с небольшой седловатостью, заостренным, скошенным форштевнем, чтобы улучшить мореходность в надводном положении. Впереди разместили обтекатели гидролокатора и шумопеленгатора, внизу носовой части устроили выгородки для этой аппаратуры. 1-й отсек был торпедным, с 6 аппаратами, из которых можно было стрелять с глубины до 80 м; 2-й - жилым (также здесь находилась кают-компания), в нем под настилом находились аккумуляторные батареи повышенной емкости; в 3-м традиционно располагался центральный пост; в 4-м, как и во 2-м, было жильё (также располагался камбуз) и аккумуляторы. В 5-м стояли дизели, в 6-м - гребные электродвигатели, 7-й, кормовой, тоже был торпедным. Ограждение рубки спроектировали довольно высоким, над ним не выступали перископы и антенны, в обтекателе находились шахты устройства для работы дизелей под водой и газоотвода.
Вооружение состояло из 6 носовых и 4 кормовых аппаратов (носовые на Б-156 оснастили системой быстрой перезарядки), боезапас насчитывал 22 торпеды (включая телеуправляемые по проводам), вместо части их при необходимости брали мины. Данные для стрельбы вырабатывались комплексом "Ленинград-641".
В силовую установку входили три дизеля 37Д с газотурбонаддувом, были смонтированы звукоизолированные выгородки (газоплотные шумовые выгородки) для управления дизелями. Подводный ход обеспечивали два бортовых электродвигателя ПГ-101 мощностью по 1350 л.с., средний ПГ-102 в 2700 л.с. и 140-сильный ПГ-104 для экономичного хода (на одном валу с ПГ-102). Все они работали на 3 гребных винта изменяемого шага. Кроме того, дизель-генераторы служили и для подзарядки аккумуляторов.
Новым было гидроакустическое, радио и локационное оборудование. К нему относились радиолокатор обнаружения надводных целей "Флаг", гидроакустическая станция МГ-10, принимавшая сигналы чужих "асдиков", "Арктика-М", действовавшая в активном режиме, аппаратура "Свет-М", фиксирующая импульсы чужих гидролокаторов, система звукопроводной связи и средства радиотехнической разведки "Накат".
В НАТО новым "букам" присвоили название "Foxtrot". Кроме советского флота, эти лодки поставлялись за границу (Польша, Индия, Ливия, Куба).
Подводная лодка "Б-435" была заложена 24.03.1970 г. в Ленинграде на Адмиралтейском заводе (№ 194), заводской номер 260. Спущена на воду 29.05.1970 г., вступила в строй 06.11.1970 г.
За время службы в ВМФ СССР подлодка прошла 13 тысяч морских миль, осуществила 14 походов, в том числе на Кубу, выигрывала приз главкома ВМФ по торпедной стрельбе.
В 1997 г. в соответствии с Соглашением о разделе ЧФ между Российской Федерацией и Украиной подводная лодка "Б-435" была исключена из состава Черноморского флота и включена в состав ВМС Украины.
"Б-435" была переименована в "Запорiжжя" ("Запорожье"), бортовой номер "U01". 01.08.1997 г. на ней был поднят флаг ВМС Украины. Подлодка длительное время находилась в ремонте.
22.03.2014 г. в 09.00 по местному времени над подводной лодкой был поднят Военно-Морской флаг России. Подлодка входит в состав 4-й отдельной бригады подводных лодок.