Previous Entry Поделиться Next Entry
Велопутешествие по Горному Алтаю. День десятый
dkarpunin
Велопутешествие по Горному Алтаю. День девятый



16 июля 2014

Утром было холодно и мокро - ночью лил дождь. Не смотря на холод комаров вокруг была тьма. Солнце то выходило из-за туч, то опять скрывалось. Рядом шуршали соседи, пытались развести костёр, чтобы приготовить завтрак.


У нас с приготовлением пищи было всё намного проще и быстрее - газ всему голова.





Выехали с места ночёвки в десятом часу, т. к. много времени заняла просушка палаток.



Вышли на дорогу и направились в Верхний Уймон. Дорога ужасная - отвратительный грейдер, каменистый и пыльный.



Изумительные виды Уймонской долины сглаживали неприятное ощущение от езды по убитой дороге.



Уймонскую долину издревле населяли коренные жители из племён тодошей и кыпчагов; русские стали селиться на Алтае с конца XVII века. Сюда направлялись разные потоки переселенцев: спасались от притеснений и непосильного труда беглые крестьяне, приписанные к демидовским заводам и рудникам, а также беженцы из бывших кабинетских земель Кузбасса. “Кабинетских” - потому что земли в Алтайском и Кузнецком округах некогда принадлежали “Кабинету Её Величества Екатерине Второй”, отсюда и название. Здесь селились искатели Беловодья - страны счастья и благоденствия. Понимая, что им уже не найти сказочной страны, скитальцы останавливались в долине, основывали заимки, выселки и мелкие деревеньки. Для жителей этих мест основным занятием являлось скотоводство и хлебопашество.



Об Уймонской долине сложено много легенд. Например, про спящего дракона. Говорят, что давным-давно на Алтай из Китая приползло злое чудовище, все пожиравшее на своем пути. И никто не мог убить этого дракона. Много горя пережили из-за него люди. И пожалела их река Катунь. Дождалась она, когда злой дракон, насытившись людской кровью и плотью, приполз перед сном чистой водицы попить, смешала Катунь в водах своих всю ярость и злость, копившиеся много лет. Испило чудовище этой воды и уснуло вечным сном. Так и спит по сей день. А люди в знак благодарности стали строить у берегов Катуни деревни, такие, как Катанак. С тех пор тело дракона поросло мхом и лесом, но люди не забывают. Какое добро сделала для них Катунь. Да и как забудешь, если, выехав за Кайтанак, сразу видишь окаменевшего дракона, голова его лежит в пригоре по дороге на Мараловодку, а конец хвоста - на Гладком белке.



Природа Уймонской долины не может не вызывать восхищения своей сказочной красоте. Горы, окружающие долину, меняются до неузнаваемости в зависимости от погоды, времени суток и даже от того, как падает на них солнечный свет. Катунь всегда выглядит по-разному: мелкие ручьи и речки чаруют своим шумом на перекатах, пихтовые и лиственничные леса, березовые рощи меняют свое убранство в течение года и радуют взор, а вдалеке сияют белки - снеговые вершины горы.

Уймонскую степь часто сравнивают с плодородным оазисом посреди горной тайги. Почва здесь богатая, влаги и солнца достаточно. Окрестные горы высоки и не дают ветрам сдуть плодородный слой почвы. Её и степью то назвать язык не поворачивается, особенно в сравнении с другими алтайскими степями и полупустынями. За посёлком Усть-Кокса, степь заканчивается, и дорога поднимается берегом реки Кокса на перевал Громотуха.





Проехали деревню Тихонькую. Она нам очень понравилась. Как-то здесь уютно и чисто. В реке плавали утки, по дороге прогуливались белые гуси.


Деревня Тихонькая





Доехали до Верхнего Уймона. Ещё издалека стало видно здание дома-музея Рерихов.



Относительно происхождения названия села существует несколько версий. По одной из них название произошло от слова “Уйма”, тогда в долине было много всего, уйма. Старожилы села утверждают, что название произошло от имени алтайца Уймонки, который когда-то жил здесь, сказители переводят слово “Уймон”, как “десять моих мудростей”, а кто-то попросту переводит слово “Оймон”, как “коровья кишка”. Основано село в 1786 году старообрядцами, бежавшими после раскола церкви в Горный Алтай в поисках Беловодья. В конце 19 века Верхний Уймон становится неофициальной столицей старообрядчества Уймонской долины. Семьи в селе проживали зажиточные, их основным источником доходов было скотоводство и мараловодство. Жители села вели самостоятельную торговлю с Монголией и Китаем.

В 1926 году через Уймонскую долину проходила Центрально-Азиатская экспедиция Н. К. Рериха. На время пребывания экспедиции в Уймонской долине, Верхний Уймон стал своеобразной базой, откуда члены экспедиции выезжали в горы и окрестные поселки. На тот момент в селе было 135 дворов и 655 жителей. Расположились Рерихи в доме зажиточного крестьянина Варфоломея Семёновича Атаманова. В настоящее время в Верхнем Уймоне существует Государственном музей-заповедник им. Н. К. и Е. И. Рерихов.

Как и прежде, источником богатства для местных жителей является сельское хозяйство. На территории села расположен мараловодческий комплекс “Верхний Уймон”, где разводят маралов и изготавливают пантовую продукцию и медицинские препараты, проводят лечебные процедуры для желающих.

В поселке до сих пор сохранились деревянные старообрядческие дома, построенные в 19-начале 20 века по старинным заветам с соблюдением лунных циклов. На некоторых из таких домов сохранилась роспись народной умелицы Агашевны, работой которой восхищался Н. К. Рерих.

Так же на территории села Верхний Уймон есть филиал Национального музея Республики Алтай им. А. В. Анохина, Музей Старообрядчества - школьный краеведческий музей.



В селе асфальт. Ближе в дому-музею Рерихов и краеведческому музею стали попадаться туристы, на стоянке было несколько автобусов, вдоль дороги в лавках торговали сувенирами и сборами лечебных трав.







К нам подошла женщина, предложила посетить краеведческий музей, представилась директором музея.


Здание краеведческого музея.

Мы, к сожалению, решили ограничиться посещением дома-музея Рерихов.


Комплекс дома-музея Рерихов

Посещение музея стоит 100 рублей с человека. Администратор разрешил нам разместить технику с баулами на территории музейного комплекса, охранник пообещал присмотреть.











Зашли в дом, нас встретил персональный экскурсовод - приятная и очень приветливая женщина. Рассказывала очень интересно, с удовольствием отвечала на все наши вопросы. Подробнее о музее и всём комплексе можно узнать на сайте uymon.ru.






































Знамя Мира













Экскурсия отняла у нас около двух часов. Также посетили магазины сувениров и эзотерической литературы.


Вид из дома-музея на Уймонскую долину




Уймонская долина


Дом-музей Рерихов



Покинули Верхний Уймон, пересекли Катунь и выехали на трассу Тюнгур - Усть-Кокса.







Проехали аэропорт Усть-Коксы. Он не действует с 1995 года, никакой техники здесь нет, стоит деревянное здание аэровокзала.





Усть-Кокса. На въезде в село заехали в большой магазин стройматериалов, докупили газа.

Времени было уже около двух часов дня,  из Катунской долины на село надвигались свинцовые тучи, пролетали редкие капли.



Заскочили в кафе “Эдельвейс”, здесь же находится одноимённая гостиница. Захотелось горячей человеческой еды. Взяли борщ, пюре с котлетой  и компот. Казалось бы, стандартный набор. Ан нет. Всё было настолько вкусное и сервировано по высшему разряду, и это не смотря на то, что в заведении отсутствовало электричество - плановое отключение. На обед потратили 700 рублей на четверых.

В центре села сделали фото напротив здания администрации и поехали дальше.



После Усть-Коксы асфальт закончился, начался грейдер. Через пару километров асфальт снова появился, затем кусок грейдера...



Пошли участки дороги, которые серьёзно пострадали во время паводка. Это было видно по свежей отсыпке и новому асфальту.


Река Кокса



А вот этот участок был полностью смыт рекой, в результате часть Усть-Коксинского района какое-то время была оторвана от цивилизации.



Таким он был после паводка...

 



Дальше дорога, дорога, дорога...







По пути остановились, дабы подстраховаться - набрать воды, если на ночь прийдётся встать не на реке.





















В районе Абая остановились у забегаловки, купили местного мёда. Рядом стояла “буханка” УАЗик, в нём пьянствовали мужики, не алтайцы. Они нас увидели, выпали из машины, давай знакомиться. Вроде все ничего, нормально общались, дружелюбно. Один, самый борзый начал приставать к Сашке: “Дай покататься!” Давай наскакивать, дёргать за руль, начал оскорблять: “Что, не мужик? Что ссышь?” Саня умудрялся терпеть и всячески отговариваться. Я не выдержал, глядя на всё это. Со свиньями нужно общаться по свински. Отвлёк мужика на себя и высказал всё, что думаю о его поведении. Мужик притих и расхотел покататься на велосипеде. В итоге разошли по-дружести. Они залезли в машину дальше бухать, мы поехали дальше.



В этот же самый момент нас накрыла радуга. Красота!







Немного накрапывал дождик, но зато было не жарко и свежо.



Проехали Сугаш и за ним встали на ночь на речке Карагай, в шестидесяти метрах от дороги. Время было девять вечера. Вода, набранная нами ранее на трассе, пригодилась, т. к. ту что была в реке пить опасно - вокруг пастбища и кое-где коровьи лепёхи. Пока ставили лагерь, значительно похолодало.

Поужинали, тепло оделись и улеглись спать.

Компьютер: S=100.88 км; T=5:35 ч; Vср=18.06 км/ч
GPS: S=636.19 км; T=57:57 ч; Vср= 11.0 км/ч

GPSies - Алтай. Июль 2014. День десятый



Велопутешествие по Горному Алтаю. День одиннадцатый

  • 1
С радугой удачные фотки получились)

"Выехали с места ночёвки в десятом часу, т. к. много времени заняла просушка палаток."
А зачем их сушить утром? До вечера сгнить или протухнуть не успеют. Неужто только ради разницы в весе между сухим и сырым тентом?

да как-то мокрую жабу с собой возить не хочется, всегда сушим, это не отнимает много времени

Василий решил перекусить комуз? ))))

  • 1
?

Log in

No account? Create an account