Previous Entry Поделиться Next Entry
Велопутешествие по Горному Алтаю. День пятый
dkarpunin
Велопутешествие по Горному Алтаю. День четвёртый



11 июля 2014

Подъём в шесть. В этот раз проснулись одновременно все обитатели нашей палатки. Женька расположился от нас поодаль, т.к. мы разместились у самой кромки обрыва, над рекой, а ему шум воды мешал спать. Утром в ущелье было прохладно, пока солнечные лучи не добрались до нас, плавно спустившись по склонам гор. Готовка, завтрак, просушка палаток и спальников, раздача конфет. Вышли на тракт, по пути разогнав пасущихся у дороги журавлей.



Река Чуя









Пошёл сплошной спуск с небольшими "качелями".




Менгир

Спустя три с половиной километра у дороги краем глаза увидели информационной табло "Комплекс Калбак-Таш", деревянные ограждения. О! Это же один из самых известных петроглифических комплексов Алтая! Побывать на Алтае и не увидеть петроглифы… Свернули с тракта к комплексу. На холме перед скалами беседка, аил, дом. На крылечке женщина – алтайка. Подошли, спросили, - Можно ли посмотреть петроглифы? Сколько это будет стоить?


Петроглифический комплекс Калбак-Таш

Женщина – экскурсовод и хранитель комплекса разрешила посмотреть его самостоятельно,  бесплатно.



Обошли аил, заграждение, поднялись к камням, приступили к осмотру.



Древнее святилище было исследовано и изучено. Скопировано и сфотографировано более 2000 рисунков. Все они выбиты каменными или металлическими орудиями, в основном "точечной" техникой.
Анализ разнообразных сюжетов и даже отдельных изображений позволяет наметить несколько этапов создания калбак-ташского святилища:
- крупные фигуры олений и лосей эпохи неолита (VI-IV тыс. до н.э.),
- многообразные изображения эпохи энеолита-бронзы (III-I тыс. до н.э.),
- сцены и персонажи скифо-сибирского звериного стиля (VIII-III тыс. н.э.),
- сцены и рунические надписи древнетюркской эпохи (VII-X тыс. н.э.).
Столь широкое представительство разных времен в одном местонахождении встречается очень редко.





Большинство рисунков представляют собой изображения животных, которые занимали значительное место в повседневной жизни древнего населения Алтайских гор и степей. Преобладают рисунки козлов, быков, оленей, волков, барсов, и не существующих в природе фантастических хищников, порожденных воображением древнего художника. Отдельные композиции выделяются высоким мастерством исполнения. К примеру, очень выразительна сцена загонной охоты на маралов. Полны экспрессии и динамики распластанные, летящие в галопе олени и настигающие их крупные гончие псы.







Но наибольший интерес вызывают изображения ряженых человеческих фигур в больших головных уборах со звериными хвостами, вооруженных копьями, палицами и луками. Часто они выбиты рядом с колесницами, вьючными быками, что позволяет отнести их к эпохе развитой бронзы (середина II тыс. до. н.э.). Другие рисунки людей со странными наголовниками очень близки расписным многоцветным изображениям, обнаруженных на плитах каменных ящиков курганов села Каракол.


Женский камень


































Руны















Прародительница энеолит. В центральной композиции - хвостатые фигуры воинов и шаманов, окружены изображениями различных зверей. Среди них выделяются несколько крупных фигур быков. Бык - символ сверхчеловеческой мощи. Свидетельством архаичности рассматриваемых рисунков является необычный зверь, в центральной части калбак-ташского святилища. Это кер-тютпа - фантастический помощник алтайского шамана. Шаманы видели в нем своего охранителя, незаменимого в путешествиях по подземному миру.
Некоторые (пока редкие) сюжеты алтайских петроглифов можно соотнести с конкретными мифическими повествованиями, другие связаны с иллюстрацией каких-то древних ритуалов.















В то время пока занимались осмотром древних изображений и погружением в прошлое человечества, напротив комплекса остановился большой автобус с туристами. Группа направилась к комплексу.

Мы закончили осмотр петроглифов, немного поспрашивали смотрителя о некоторых изображениях, смысл которых был крайне спорный. Например, на одном камне было несколько изображений напоминающих космическую ракету. Оказалось, что так изображали женщин, а камень, на котором были эти образы, назывался "Женским камнем".
К комплексу подошли туристы, ими занялась экскурсовод. Некоторых заинтересовали наши персоны и техника, нас немного пофотографировали. Тем временем со стороны Северо-Чуйского хребта вылетел лёгкий вертолёт, покружил над комплексом и сел на площадку, метрах в ста от нас. Из машины вышло четыре человека, один из них направился к нам, это был пилот, остальные топтались возле вертолёта. Он спросил, не говорит ли кто по-немецки. Не может буржуям объяснить, что это за место, чем оно интересно. Один из туристов сказал, что он немного знает немецкий язык, может помочь.







Подъехали к Чуйозы. В кафе набрали воды.





Направились к месту, где сливаются две самых крупных реки Горного Алтая – Чуи и Катуни. Здесь находится смотровая площадка, к которой ведёт грунтовая дорожка Чуйского тракта. Посмотрели как мутные воды Чуи впадают в бирюзовую Катунь.





Вернулись на тракт и направились в сторону Ини, а точнее до подвесного моста через Катунь, который смыло во время паводка. По нему планировали перебраться на левый берег Катуни и уйти в Инегень. Была слабая надежда на то, что переправу спустя два месяца соорудили, и движение в Инегень наконец восстановлено. Но, увы… Когда подъехали к спуску на мост, увидели грустную картину – его нет, а его останки валяются на левом берегу. У нас был запасной вариант перебраться на другой берег Катуни, но для этого нужно было доехать до Ини. Там есть два моста через реку. Затем нужно было вернуться уже по левому берегу к месту слияние Чуи и Катуни, а дальше идти вверх по Катуни в Инегень.





По пути в Иню посетили знаменитые Ининские стелы – четыре вертикально врытые в землю длинных камня (оленных камня), стоящих в ряд. Два из них более двух метров, два поменьше. Все стелы обращены символическими лицами на север и стоят неподвижно уже тысячи лет, словно оберегают чей-то покой. С эпохи бронзы эти стелы считались культовыми объектами и использовались в разных народах, в соответствии с их обрядовыми канонами.


Ининские стелы







В Ине зашли в магазин, купили горячего хлеба, три банки сметаны и коробку сока. Перекусили в тени автобусной остановки. Подошла группа местных нетрезвых парней, попросили денег, не постеснялись признаться, что на выпивку. Мы всякими отмазками денег им не дали. Но, не смотря на отказ, у них узнали, что на другой берег можно пройти по старому мосту, и по тропе, которая идёт по левому берегу реки, дойти до дороги на Инегень. Так и сделали.



Спустились к старому Ининскому мосту. Мост подвесной, является памятником архитектуры, построен в 1936 году по проекту Сергея Афанасьевича Цаплина. Уникален тем, что это первый двухцепной висячий мост в мире.




Ининский мост


По мосту ехать было крайне опасно, т. к. он в очень плохом состоянии, разрушается, часть досок рассохлась, часть сгнила, часть обгорела. На полотне зияют огромные сквозные дыры. Стоит немного оступиться и окажешься в реке.









Аккуратно перешли по мосту на левый берег, поднялись на тропу. На карте этой тропы не было, поэтому мы не знали, что нас ожидало. А ожидали нас камни, скальные прижимы, крутые обрывы, кусты и многое другое. Тропинка очень интересная и живописная.















Температура воздуха перевалила за тридцать градусов. Несколько раз останавливались в тени камней, чтобы немного остыть, Женьке даже немного поплохело из-за такой жары, он начал отставать. Северные мы люди, прохлада для нас более привычна и комфортна.

















Спустя шесть километров вышли к дороге на Инегень.

















Дальше дорога пошла вверх по Катуни. Дорога хороша, грунтовая. Проехали по живописному вырубленному в скале участку дороги. Тут Вася пробил заднее колесо. Пока меняли камеру, Женя поехал вперёд, т. к. ему было тяжелее всех – одолевала жара.




Село Инегень






Перед Инегенем остановились у реки, сорвали с себя одежду и с шипением плюхнулись в воду. Накупавшись, двинули в Инегень.


Купание в Катуни



В селе было тихо, безлюдно, иногда кое-где показывались местные, но затем растворялись. Зашли в магазин. Не смотря на то, что село отрезано от цивилизации, в магазине был кое-какой ассортимент. Купили овсяных пряников, макарон, пару банок тушёнки. Пообщались с милой девушкой-продавщицей. Она рассказала, как сейчас в селе тяжело живётся, как мужское население спивается, как редко сюда доставляются продукты и прочие товары необходимые для жизни, что уже устали жить без моста, и не знают когда его восстановят – слышат только одни обещания по этому поводу.


Село Инегень









Пожелали девушке удачи и терпения. На крылечке магазина перекусили. Подошёл пьяненький мужичок, предложил копчёного мяса марала. Завёл к себе во двор, пригласил зайти в аил. Под крышей на крюках висело несколько кусков мяса, мы выбрали те, что получше, на вес получилось около килограмма. Заплатили мужику 300 рублей. Он довольный побежал за бутылкой. Мы поехали из села дальше по направлению к Катунской тропе.








Мясо марала



За Инегенем дорога стала уходить от реки в сторону гор, начался набор высоты.




Село Инегень















Зимовье Сок-Ярык












За зимовьем Сок-Ярык остановились на перепутье. Накатанная дорога, указанная на карте, уходила резко влево, в сторону Катуни, делая приличный крюк. Прямо была заросшая, но, тем не менее, вполне пригодная для велосипеда дорожка. Она уходила вверх, и по прикидкам должна была сократить путь до начала Катунской тропы. Саша и Васей остались у перепутья и мы с Женей пошли вверх на разведку. Наверху дорожка превратилась в конную тропу, уходящую вниз к скалам, с которых открывался шикарный вид на долину Катуни и тропу, идущую параллельно реке. Свистнули парней, чтобы поднимались. Стали спускаться. Сначала было ничего, но затем начались скальные выступы, крупные камни, тропа стала резко и часто вилять меж скалистых выступов. Приходилось вести велосипед с постоянно зажатыми тормозами. Разгрузили велосипеды, начали челночить. На тропе пару раз попались змеи.















С горем пополам вышли на тропу. Нагрузили велосипеды и поехали.













Кое-где тропа проходила прямо по скалам, приходилось спешиваться. Река была внизу, метрах в шестидесяти.











Вышли в известному деревянному мостику, построенному некогда новосибирскими джиперами. Как они умудрились проехать по этой тропе?!











Дошли до места впадения реки Аргут в Катунь.




Река Аргут



Показался информационный щит "Пограничная зона". Всё, капец, сейчас нас застрелят!

















Прошли лог, за которым тропа пошла по лесу и в гору.









Далее, из последних сил, поднялись по довольно крутому серпантину к началу спуска в ущелье реки Казнахта.





На часах была уже половина десятого.
Спустились к реке. Здесь в перелеске поставили лагерь. Место обжитое – костровище, куча мусора. В свете налобных фонарей, приготовили ужин, помылись в ледяной реке. Спать улеглись в полночь.

Компьютер: S=70.86 км; T=6:24 ч; Vср=11.07 км/ч
GPS: S=383.24 км; T=28:48 ч; Vср= 13.3 км/ч

GPSies - Алтай. Июль 2014. День пятый

Велопутешествие по Горному Алтаю. День шестой


промо dkarpunin январь 3, 2016 13:14 77
Разместить за 10 жетонов
Разгребал свои фотоархивы, и на глаза попалась затерянная некогда папка с названием "Котуйкан". Ага, эти фото я искал очень долго, а потом бросил затею. И вот, нашлась пропажа. Фото эти угодили мне в руки около десяти лет назад. Знакомый водник дал их мне на обработку, вытянуть хоть что-нибудь…

  • 1
А мы до Инегеня не смогли доехать. Автомобильный мост-то смыло.

Да, мы с этим мостом обломались. В Тюнгур проехать вы бы не смогли, однозначно.

Дальше Инегеня дорога плохая или ее совсем нет? Просто на бумажной карте она есть, но мне уже рассказали, что там сложно проехать.

Дальше Инегеня дорога есть до замовья, затем она резко уходит к реке и превращается в тропу. Проехать на машине невозможно, только на велике или мотоцикле.

Спасибо за фотки! Ездили там же в августе 2004, так что по фотографиям что-то смутно припоминаю :-) Тропу над Катунью, слияние разноцветных рек, каменные стелы, каменную бабу. Ну и раньше в отчете - Телецкое озеро, пер.Кату-Ярык и т.д.
Прочитала про петроглифы, думаю, как же мы-то пропустили? Полезла в старый дневник - оказалось, мы их тоже смотрели, но я это напрочь забыла, хотя даже фотки есть в альбоме (еще пленочные).
А еще думаю: где это я такую "ракету" (петроглиф) видела, в чьем отчете? А оказалось - это я сама вживую видела и даже сфотографировала. Кстати, не знала, что так изображали женщин.

Edited at 2014-09-03 03:59 (UTC)

Такие дни не забываются. Фотографии и текст отличные.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account