Previous Entry Поделиться Next Entry
Земля тагильская. Часть 1. Музей "Старый Демидовский завод"
dkarpunin


Всё лето вынашивал план поездки к одному из самых известных памятников природы, находящихся в окрестностях Нижнего Тагила - Медведь-Камню, что находится в 18 км севернее города на берегу реки Тагил. Летом съездить туда так и не удалось. Наступил ноябрь. День обещал быть солнечным и тёплым. Позвонил ребятам, они с радостью согласились поучаствовать в очередном увлекательном путешествии. Прыгнули в электричку и поехали в Тагил.


В последнее время всё чаще стал бывать в Нижнем Тагиле, но всё как-то проездом. Знакомство с город и его достопримечательностями происходило в скоростном режиме. Но просто так кататься по улицам города особого желания не было.
Так как до Медведь-Камня ехать совсем не далеко и не долго, времени было с запасом. И решили мы посетить визитную карточку Нижнего Тагила - Музей "Старый Демидовский завод".
Официально на территорию завода пройти не смогли. Вместе с великами перелезли через невысокий забор и приступили к осмотру стального монстра.



В XVIII веке Нижнетагильский завод был одним из самых крупных и передовых по техническому оснащению на Урале, в России и Европе. Статус крупнейшего и перспективного он сохранял на всем протяжении века XIX. С появлением Новотагильского металлургического гиганта он использовался для экспериментального освоения новых доменных технологий, производства высококачественного литейного чугуна. В годы Великой Отечественной войны здесь были налажено производство феррохрома и ферромарганца, ленты нержавеющей стали для авиации. В 1957 году завод вошел в состав Нижнетагильского металлургического комбината. В октябре 1987 года предприятие было торжественно остановлено. Заводу-труженику, на котором работало несколько поколений тагильчан, была отдана последняя честь. Над городом прокатился прощальный гудок. Символические ключи от завода были переданы новому хозяину - Нижнетагильскому музею-заповеднику горнозаводского дела Среднего Урала.



Плотина - исторический центр завода. Именно от нее "есть и пошло" демидовское чугуноплавильное и железоделательное производство, ведь завод в XVIII веке жил энергией воды. Метрические и технические характеристики плотин "задавали" масштаб и качество работ, от их конструкции и исправности зависели все этапы производства. Плотина Нижнетагильского завода - одна из крупнейших на Урале, длинной 220 метров. Она представляла собой довольно сложную конструкцию из лиственницы, глины и камня. Через первый прорез вода подавалась на доменное производство, через второй - к кричным цехам, третий "вешнячный" служил для сброса весенней воды. Плотина Нижнетагильского завода является уникальным памятником отечественной гидротехники. Её "тело" с 1721 года не перестраивалось. Деревянный водовод "ларь" прослужил до 1899 года, когда был заменен металлическим. Прорезы плотины, впервые основательно реконструированные после наводнения 1927 года, впоследствии лишь переукреплялись современными материалами.



























Сегодня лишь мощь притихших цехов, впечатляющая технико-технологическая сложность музеефицированных агрегатов и механизмов, переплетение транспортных коммуникаций свидетельствуют о былой бурной производственной деятельности завода. Первая доменная печь завода была пущена в 1725 году. У тагильских доменщиков за почти трехвековую историю было немало крупных успехов и достижений. От проплавки трудно восстановимого магнитного железняка и первого в России ферромарганца до освоения плавки титано-магнетитовых руд, получения феррохрома и ванадиевого чугуна. Отслужив Отечеству 262 года, доменный цех был остановлен, и сегодня его силуэты служат своеобразными памятниками славы тагильского металла. Несомненно, своеобразная индустриальная эстетика заложена в самом облике грандиозной инженерной конструкции, завораживающей скульптурностью своих гармонично "увязанных" форм.





































































Нижнетагильский завод-музей - признанно уникальный памятник индустриальной культуры, где "встречаются" три века отечественной металлургии. Здесь бережно хранят и изучают производственные комплексы, технологические узлы, сотни старинных и более современных машин и механизмов. К числу особо ценных специалисты по истории техники относят ларь плотины, гидротурбину Жирарда, мартеновскую печь с колоннами основания и фрагментами ещё демидовской печи 1891 года, действующую английскую котельную фирмы "Стерлинг" 1913 года, колесо сутуночного стана 1899 года. Раритетами вскоре станут и доминирующие на заводе-музее экспонаты XX века.









В 1890-е годы на месте первых мартеновских печей было сооружено новое здание. Это четырёхпролетное сооружение с арочными крышами, опирающимися на колонны, а с южной стороны - на кирпичную стену. Уникальность его состояла в том, что колонны и фермы перекрытия представляли собой единую металлическую конструкцию на заклепочных соединениях. Ажурность, легкость и прочность ферм вызывают восхищение даже у современных строителей. Интересную, графическую по впечатлению, конструкцию представляют также фермы листопрокатного цеха, построенного в 1902 году.







При сооружении заводских зданий издавна решались вопросы не только инженерного, но и эстетического порядка. По мнению известного специалиста по истории архитектуры Н.С. Алферова, "уральские зодчие создали своеобразную ветвь архитектуры русского классицизма - промышленную архитектуру". Нижнетагильский завод-музей - в ряду уникальных памятников архитектурного наследия. От века XVIII сохранились планировка "от плотины", задаваемая направлениями ее прорезов, от XIX - часть доменного кирпичного корпуса с подкрышным декором, здание мартеновского цеха 1891 года и электростанции 1913 года. Облик механического цеха одновременно сочетает нарядность и конструктивность. Выразительность достигается трехчастным членением фасада с ломанным щипцовым завершением, украшенным изящными ложными арочками, каскадом стремящимися ввысь. Затейливое сочетание приёмов древнерусского зодчества и стиля модерн, проявившееся в больших плоскостях остекленных поверхностей, придают благородный облик промышленному зданию.









































Не только производственные и управленческие здания располагались на территории старого демидовского завода. В 1878 году здесь в каченном здании бывших конюшен разместился Нижнетагильский заводской театр, созданный в 1862 году. Первоначально он располагался в деревянном доме на улице Нижней Ерзовке (ныне Папанина). Здание конюшен постройки 1828 года имело форму каре, въезд был оформлен арочными воротами кирпичной кладки. После ремонта в 1890-х годах в зрительном зале было устроено 350 мест, 8 лож, 12 рядов партера и балкон с галереей. В стенах театра выступали не только самодеятельные актеры, но и такие выдающиеся представители русского драматического искусства, как В. Н. Давыдов, В. В. Чарский, Г. Н. Федотова, К. А. Варламов, А. А. Яблочкина. В этом же здании размещались театральная библиотека и клуб заводских служащих.

































Организация музейного комплекса масштаба целого завода - дело для России новое. Закономерно, что первые его "ростки" появилось на одном из старейших в стране заводов. Созданию музея предшествовала организация в 1985 году выставки горнозаводского оборудования XVIII-XX веков. Завод-музей первоначально базировался на остановленных металлургических цехах завода им. В. В. Куйбышева, которому в 1989 году был придан статус отраслевого музея истории развития техники черной металлургии. Экспозиционной площадкой стала вся окружающая предприятие охранная историческая зона площадью около 30 гектаров. Нижнетагильский музей-завод станет центром будущего первого в России индустриально-ландшафтного "Демидов-парка", призванного форсировать сохранение и изучение отечественного индустриального наследия.

Источник...



Земля тагильская. Часть 2. Медведь-Камень

  • 1
Молодцы! Залезли туда где не каждый тагильчанин был)))

ага, это нужно увидеть своими глазами

Шикарно! Я этот завод на фото в журнале увидел, давно еще. Вот все хочу попасть. На Дятлова когда ездили, времени не было, только музей военной техники посетили в В. Пышме. А на завод свободный доступ что-ли, неконтролируемый? Неандертальцы свободно свои наскальные рисунки оставляют?

Доступ не свободный, на сколько я понял, но забор низкий и легко перелезаемый. Во всяком случае мы легальный вход не искали, но посетителей кроме нас не было. "Наскальные" рисунки были, куда ж без них.

Как раз с блогерами гуляли вчера по Тагилу :) Видела этот завод издалека.

А мы проехали мимо тех мест, которые вы посещали. Вы молодцы, дружные!

присоединяйся к нам:)
Хотя мы очень все странные)

А Женя jennifer_hot ведь знает Женьку Подоплелова )))

супер! если действительно сделают музей это будет великое дело!! у нас в Орле почти из всех старых заводов черт-те что сделали, а ваши не торопятся превратить историю в очередной торгово-развлекательный центр.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account