Previous Entry Поделиться Next Entry
На восток от Уральских гор. День второй
dkarpunin

На восток от Уральских гор. День первый



Ребята ночью спали, как убитые. Видимо сказались 130 км. Я всю ночь хлебал воду, как загнанная собака. По настоящему уснул лишь где-то часа в три, но легко встал в 8:00 по будильнику, без затяжных потягиваний и кряхтения, свежий и отдохнувший. Вася пока спал рядом, наглухо завернувшись в спальник, как куколка бабочки. Ребят тоже не было слышно.
Первым делом схватил камеру и пошёл на поиски свежих кадров.




Над водой стелился лёгкий туман, на траве поблёскивала роса в утренних лучах солнца, пробивавшихся сквозь невысокие сосны.








Мост через реку Реж

Спустился к воде, запечатлеть камушек - место нашей ночёвки.





Поднялся обратно в лагерь, здесь во всю уже кипела жизнь - Костя занимался фотосъёмкой, Алёна уже хлопотала по хозяйству. Единственный человек, которого не было видно был, естественно, Василий. Этот засоня по-прежнему посапывал в палатке, даже не поменяв позу.

Поразвлекался макросъёмкой, тем более было что снимать.



Вся трава в округе была опутана серебрянными паутинками с бриллиантовыми капельками росы.









На противоположной стороне реки деревенские женщины поласкали бельё - картина маслом.



Еле растолкал сына, заставив наконец вылезти из "берлоги" и начать уже что-то делать полезное для общества.



Ну вылез, ну сделал - повесил на ветку сушиться свой спальник... И дальше спать. Алёнка кашеварила, Костя занимался палаткой.


"Снятый с дерева парашютист"

Покушали, собрались и двинулись к мосту. По пути щёлкнул, запримеченную ещё вчера ветвистую сосну.




Река Реж с моста



Есть же наверняка у камня, на котором был наш лагерь, название. Ведь он явно выделяется из прибрежной полосы, не возможно его не заметить. Кто знает, как он называется?



Съехав с моста в сторону села Арамашево, сразу открылся вид на "Храм на скале" - Церковь Казанской Иконы Божией Матери.

История прихода в честь Казанской Иконы Божией Матери богата событиями. Вот как о них рассказано на сайте села: «Первая деревянная церковь была построена вместе с Арамашевским острогом. В результате набегов кочевников она пять раз сгорала. В 1800 году в Арамашевском селе была построена каменная церковь Казанской Божьей Матери, с двумя приделами, пятиглавая. В 1929 году церковь была закрыта большевиками. Тогда же была разобрана колокольня, которая была вдвое выше куполов храма. Существует предание, что при разрушении храма долго не могли справиться с колоколом. Его никак не удавалось сбросить в реку с "Церковного камня". А когда он наконец упал в воду, больше его никто не видел, и даже ныряльщики не обнаружили его на дне: ни тогда, ни в наши дни. В 1970 году в здании произошёл пожар, и в течение 35 лет церковь только разрушалась и приходила в запустение.

А сейчас, посмотрите какая она, как она сверкает своими золочёными куполами.



Проехались по селу, пополнив из колонки свежей питьевой воды. Свернули к церкви, на скалу. Мы с сыном мигом покидали велосипеды и спустились по каменному склону к реке. Костя с Алёной проехали чуть дальше и остались наверху. Мы нашли боле-менее пригодную отмель и перешли на другой берег, чтобы насладиться видами храма и легендарных скал - "Церковного камня" и "Шайтан-камня".






Костя и Алёна на "Церковном камне"



В какое-то мгновение заметил рядом с нашими велосипедами фигуру священника. Вот те на! Батюшку заинтересовала техника или он решил освятить наших коней?



Глянул в объектив камеры. Ан нет! Просто он разговаривал по мобильному телефону. А мы с Василием уж было обрадовались, что будем весь оставшийся путь ехать под Богом.









Нужно было как-то перебираться на другой берег Режа. Из-за не совсем прозрачной воды и илистого дна, с берега никак не могли определить глубину реки. Пошли наобум. А река то оказалась совсем мелкой - воробей пешком перейдёт.







Реж в этом месте делает поворот на девяносто градусов, а из-за поворота во всём своём величии взору предстаёт громадина - "Шайтан-камень".



На нём в это время оттачивали своё мастерство скалолазы. Здорово!







Полюбовались на камни и стали возвращаться к церкви, к ребятам.








Вид с "Церковного камня"



Музей в Арамашево, к сожалению, в этот день не работал. А так хотелось его посетить. Попрощались с селом и выехали на трассу, прежде приметив магазин с забавным названием.





Следующим объектом, а точнее, населённым пунктом нашего этнографического путешествия стало старинное село Коптелово.

Первое упоминание села датируется 1663 годом. Название Коптелово получило по фамилии основателя.
Трудно поверить, но изба первооснователя села - Ивана Коптелова - сохранилась до наших дней. Правда, стоящая на берегу реки постройка 1660-х годов находится сейчас в полуразрушенном состоянии. Тем не менее, этот дом считается самым старым деревянным строением на территории Свердловской области! Восстановить и сохранить уникальное строение мешает хозяйская воля - дом и прилегающая земля находятся в частной собственности.



Ещё с дороги увидели обветшалый купол церкви Вознесения Господня. Подъехав ближе перед глазами предстала, по истине, грустная картина.



Уже больше двух ста лет здесь возвышается эта церковь. В 1800 году крестьяне села положили первый камень в основание храма, а в 1803 году церковь освятили. Первой отличительной особенностью храма в округе были колокола, которые предназначались для верхотурского Николаевского монастыря, но коптеловцы их перекупили. Вторая особенность церкви - икона Христа, вырезанная в натуральную величину и подаренная политкаторжанином из Туринска. Третьей особенностью была ажурная кованая ограда в белых мраморных столбах вокруг храма. Но где сейчас это всё? Одному Богу известно.

Мы спросили у местного краеведа, - Как же так получилось, церковь практически разрушена, а часть окон новые - пластиковые?
- Да всё очень просто. Перед выборами в местную думу, один из кандидатов решил так себя пропиарить. А когда вся эта чехарда закончилась, про храм забыли. Печально!



Но тут уж точно мы обязаны были посетить местный музей, тем более про него столько слышали и читали.

Главное здание Коптеловского музея истории земледелия и быта крестьян находится на ул. Красных Орлов в старом купеческом домике.
Зашли внутрь, нас приветливо встретила администратор музея. Заплатили за билеты и услуги экскурсовода. На всякий случай привязали своих коней, хотя нас уверили, что с ними ничего не случится. И пошли на экскурсию.



Первым объектом нашего исследования стала небольшая деревянная часовенка, освященная в честь Симеона Верхотурского. Из неё по деревянному жёлобу вытекает ключевая вода. Этот источник прозвали Родником Влюбленных. По поверью он укрепляет любовь. Именно около этого места чуть ли не четыре века назад начиналось Коптелово. Из этого родника брали воду первые поселенцы.



В XVIII веке здесь возвели часовню, но в огульном XX веке её разрушили. И лишь недавно, в 2003 году, возродили.



Вода в роднику холодная, часть её уходит по трубопроводу в стоящий рядом молокозавод на охлаждение молока.



Рядом с жёлобом под деревцем лежит небольшой, но очень волшебный камень. Как нас уверяла экскурсовод, стоит немного посидеть или прикоснуться к нему, то сразу отхлынут все хвори,  а мужчинам он прибавляет "мужской" силы. О как! Костя непременно поспешил прикоснуться к камню своим больным коленом, ну и получить заодно немного "мужской" силы.



Прошли внутрь часовни.



Слушая увлекательный рассказ об источнике, наблюдали, как со дна бьёт вода. Это можно было увидеть по энергичнам всполохам и разводам на поверхности.






Надгробный камень священника Константина Николаевича Плотникова, найденный неподалёку от часовни



После часовни пошли к, пожалуй, самому известному экспонату села-музея - "Избе бабы Кати". По пути к избе нам рассказывали при историю села и его окрестностей.


Дом начала XIX века

Из Коптелово на юг через реку Реж уходит живописная дорога в село Ермаки.






"Изба бабы Кати"

Просто так во двор было не попасть, нужно было непременно ответить на несколько вопросов из истории быта крестьян XVII века и разгадать несколько загадок. Было очень сложно, но мы справились и были вознаграждены позволением войти во двор дома.



В избу мы тоже не сразу попали, а прежде выслушали историю этого дома, историю про его обитателей, про особенности строительства домов того времени.



Изба срублена в конце XVII века одним топором (пилы в то время были слишком дорогим удовольствием), без использования гвоздей. Редчайший случай, когда столь старинная постройка сохранилась в своём первозданном виде. Во дворе также сохранился колодец, в котором до сих пор есть вода.
Последняя хозяйка дома - Екатерина Тимофеевна Калинина - покинула его в 1971 году в возрасте 93 лет. От неминуемого разрушения из-за отсутствия хозяев дом спас основатель Коптеловского музея - Александр Григорьевич Потоскуев. Он же в начале 1970-х соорудил над домом навес, дабы защитить старинный дом от разрушающего воздействия осадков.
"Изба бабы Кати" имеет статус памятника архитектуры.





Каких-либо украшений и деревянной резьбы на доме нет. Дом выглядит суровым, но от него так и веет историей. Сделан был на века.



Вошли внутрь. Удивил очень низкий дверной проём. А почему так низко, - спросил экскурсовода. А для того, чтобы каждый входящий не забывал традиций - трижды поклониться иконам, хозяину и хозяйке.
В избе сохранился первозданный интерьер (очень редкое явление и не только на Урале): широкие колотые лавки, накатной потолок из целых брёвен, пол из половиц, полати, подлавки, матица, обстановка и хозяйственные предметы - всё как в глубокой-глубокой древности.



 "Избу бабы Кати", как и любую другую крестьянскую избу, украшает "красный" угол, в котором стоят иконки, свечки. Глинобитная печь, подойник, сольник, корыто, поставец с лучиной, ступа... Нас половина предметов сразу же поставила в тупик.
Вошли в комнату. Она же и спальня, и кухня, и гостинная. Слева - мужская половина, справа - женская. Обеденный стол стоит ближе к "красному" углу. Первым за стол садился, конечно, хозяин. По правую руку от него - старший сын, по левую - младший. Хозяин первым начинал трапезу, первым и заканчивал. Если отец положил ложку, значит, обед закончился.

В отличие от домов и экспонатов, представленных в музее Нижней Синячихи, здесь ко всему можно прикоснуться, подержать в руках, посидеть на лавках и скамьях. Косте даже позволили заглянуть с фонариком в погреб.



В доме всё пропитано стариной, даже запах особый - деревенский. Я помню его ещё с детства, когда отдыхал каждое лето с мамой у своей бабушки в деревне под Саратовым.





Пол, потолок и стены избы хоть и вырублены топором, за сотни лет отполировались до блеска, ведь к праздникам принято было мыть избу с песочком, как следует.



Ещё нас поразило то, как раньше выбирали место для зыбки. Прежде чем повесить её, в зыбку клали кошку, потом зыбку с кошкой ставили в разные места комнаты. Где кошка уснёт - там и крепили жердь с зыбкой.



Когда-то в небольшой избе - 30 кв. м. - дружно и мирно проживала большая семья, состоящая из 18 человек! Время сохранило первозданный интерьер избы, глинобитную печь, часть берестяной кровли и особую деревенскую атмосферу.





Около печи стоит кухонная утварь. Ведёрный чугунок поражает воображение! Не сладко жилось девушкам в те времена: попробуй-ка достань ухватом ведро супа из печи. Когда представляешь, как женщина достает вот такой огромный чугунок со щами, невольно вспоминаются строчки: "...коня на скаку остановит...".



Проведя около двадцати минут в избе, вышли из неё и продолжили изучать экспонаты музея крестьянского быта.







В музее представлена богатая коллекция предметов крестьянского быта и культуры. Здесь и орудия труда, и различные приспособления, и транспорт того времени. Всего не перечислить. Для этого нужно писать отдельный большой рассказ, а лучше всё увидеть своими глазами.
Я же вам покажу одну из последних коллекций представленных в музее - коллекцию бутылок всех времён и народов. Здесь и современные бутылки из под заморских ромов и виски, и старинные из под водки "Смирновкой" или колбообразные из под церковного Кагора.


Бутылки из под водки "Смирновской"

А мы же, с интересом и пользой проведя время в Коптелово, попрощались с работниками музея, поблагодарили их и направились дальше. Нам предстояло проехать ещё сто километров.
Дорога шла вдоль хлебных полей, мимо нас медленно проплывали небольшие деревушки, фермы, колхозы, скотные дворы. У одного из забавных указателей не могли не остановиться...





Изредка глядя на экран GPS-навигатора, замечал, что мы незаметно теряли высоту, опускаясь всё ниже и ниже.





Наконец мы доехали до одного из ключевых и знаковых пунктов нашего маршрута - села Невьянского. Почему знакового? Да потому, что здесь заканчиваются две реки - Нейва и Реж, а начало берёт третья - Ница. Нейва для нас является родной рекой, в наших краях находится её исток.
В селе сделали небольшую остановку на перекус и отдых. Здесь же удалось пополнить необходимый запас продуктов для дальнейшего путешествия.




Мост через реку Нейва


Река Нейва

За Невьянским вышли на Ирбитскую трассу. Как не удивительно, но дорога оказалась совершенно не загружена трафиком.
Доехав до границы двух районов Алапаевского и Ирбитского сделали остановку. Костя всё больше и больше стал жаловаться на резкие боли в колене. Дальше решили ехать четь медленнее.





Пересекли реку Ница. Наконец-то мы её увидели. Трасса шла вдоль реки, но была отделена от неё или лесом, или обширными полями.




Река Ница





За Ницой пересекли её приток - речушку Кокуй.



Костя сдал совсем, еле плёлся позади всех, очень сильно отставал. Алёна присоединилась к нему и поддерживала остаток пути, как могла. Такими темпами проехать намеченный отрезок пути было невозможно.
Было принято решение встать на ночёвку чуть раньше, не добрав плановых 20 км - близ села Ключи. Но об этом мы нисколько не пожалели. Правда говорят: "Всё что не делается, всё к лучшему".
Свернули с трассы к Нице. И ах! Какое место! Да здесь нужно проводить пленэр!
Только подъехав к реке, я уже готов был поставить палатку в любом месте. Но пытливая Алёна прошла всего лишь около сотни метров чуть ниже по реке и нашла отличное место для лагеря.
 














GPSies - Старый Урал. День второй

На восток от Уральских гор. День третий



  • 1
Красиво там у вас.
"деревенские женщины" - в деревнях живут бабы. Женщины в городах.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account