Previous Entry Поделиться Next Entry
Велосипедное путешествие по Грузии (апрель-май 2017). День первый
dkarpunin

Обычно уже зимой начинаю задумываться о полезном и интересном проведении предстоящих весенних каникул. Под это дело традиционно беру пару недель отпуска, обычно это конец апреля - начало мая. И начинаю думать, прикидывать, перебирать, замусоленный до дыр карты, катать курвиметр, штудировать заметки путешественников. Всё это крайне волнительно и интересно.

На Урале в апреле-мае довольно таки не комфортно путешествовать на велосипеде. У нас весна капризная, как и лето с осенью. Вот зима отличная - снежная, морозная, звонкая, затяжная. Ну так вот... Урал не в счёт, нужно смотреть в сторону юга. Первое, что пришло на ум - это Казахстан, благо до него рукой подать. Мангышлак или юго-восток? Вспомнив с каким боем мы четыре года назад садились с велосипедами на внутренний поезд Темир Жолы в Актобе, Мангышлак сразу отмёл, хотя область очень интересная, а главное, там тепло в это время, даже жарко. Остановился на юго-востоке Казахтана - Алматинской области. Там отлично можно было бы отлично провести пару недель наслаждаясь видами Джунгарского и Заилийского Алатау, водопадами Тургеньского ущелья, Поющим барханом, Чарынским каньоном, степями и пустынями со множеством змей и ящериц. Здорово! Решено! Накидал маршрут, оповестил команду о предстоящем путешествии и стал ждать весны. Да, про команду. Нас четверо. Марат Наумчик и Катя Воронова – ветераны велотуризма и мои верные друзья, с ними я неоднократно путешествовал и уверен в них на 200%. Впервые в столь длительное путешествие решил взять с собой своего среднего сына Тимофея. Не смотря на свои шестнадцать лет, парень неоднократно путешествовал со мной по Уралу, чего только стоит наше эпическое путешествие по Северу Пермского края в 2015 году, когда погода здорово потрепала, но парень выдержал все испытания на «пять с плюсом».

В марте начал пробивать информацию по поездам. И оказалось, что в апреле прямой поезд Екатеринбург-Алматы отсутствует, а в марте и мае он есть. Вот же зараза! С пересадками через Новосибирск ехать уж больно не хотелось - долго и дорого. А путешествие запланировал на даты с 23 апреля по 10 мая. Времени на пересмотр маршрута оставалось совсем мало. Ну куда податься? Юг Урала, юг России, Алтай, Крым… Ага, есть же ещё Кавказ, там же мы ещё не были. А чем чёрт не шутит, поедем в Грузию, паспорта заграничные вроде у всех есть. Поезда, слава Богу, в этом направлении ходят регулярно. Да, с пересадками, но всё-таки это РЖД - дешевле, чуть быстрее и дружелюбнее к своим велотуристам.

Итак, билеты были куплены, документы справлены. На скорую руку накидал примерный маршрут путешествия, прочитав немного про достопримечательности, которые можно успеть посмотреть за такой короткий промежуток времени. Остановился на области Кахетия. И мы отправились на Кавказ. Дальше опущу, этап двухдневной заброски к месту старта. Может быть его опишу в самом конце рассказа. Там тоже были интересные моменты.

Точкой отсчёта велосипедной части нашего путешествия была столица республики Северная Осетия-Алания город Владикавказ. Ещё на подъезде к городу вдалеке показались шапки заснеженных вершин Большого Кавказского хребта. Все прильнули к окнам вагона, ведь это незабываемое зрелище, тем более наша команда впервые на Кавказе, а горы, они всегда восхищают, хоть и бываешь ты в них каждый год, да ещё и не по разу. Да, взрослые члены команды знают, что такое горы не понаслышке, а вот юный Тимофей видел их впервые. Он ещё не знал, какой его захлестнёт восторг, когда их коснётся, когда вокруг будут острые заснеженные вершины, когда из тёплой зеленеющей долины попадёт в царство холода и тишины, принизывающего ветра и девственной пустоты, когда своим организмом почувствует, какого это находиться на высоте в две с половиной тысячи метров. Мне - его отцу, крайне интересно наблюдать за реакцией сына. Это же здорово, когда твой ребёнок радуется такому событию, открывает для себя новую, стихию, новые места.

26 апреля, среда

На вокзал Владикавказа поезд прибыл утром - в десятом часу. Когда вышли из вагона, нас начали окучивать местные бомбилы, - Куда вам? Давайте отвезём в Грузию. А вы знаете, что на велосипедах вас не пропустят через границу? - Я им, - Не городите чушь и не морочьте нам головы. - Пока собирали технику, они всё никак от нас не отходили, заливали, что они только что звонили на заставу, им подтвердили, что на велосипедах через границу не проехать, а сами, собаки такие, перемигивались между собой, думали, что мы слепые. Они поняли, что нас развести не удастся и отошли в сторону.

Тем временем платформа опустела, мы собрали и настроили технику, навьючили багажники и приготовились сделать первый снимок на фоне здания вокзала с надписью «Владикавказ». Со ступенек вокзала крикнул сотрудник безопасности и сказал, что снимать здание строго запрещено. Я ему, - Мы только начинаем наше путешествие, это первый важный кадр. - Но он был не приклонен. Увидев наши недоумевающие лица, он сказал, что всё же можно спросить у сотрудников полиции. Я подошёл к ближайшему полицейскому и поинтересовался о возможности сфотографироваться на фоне вокзала. Он пару секунд подумал, посоветовался со своим коллегой, затем махнул охраннику рукой и сказал, - Ладно, пусть сфотографируются, они же туристы. - Я полицейскому задал нескромный вопрос, - Могли бы вы нас сфотографировать всех четверых? - Он улыбнулся, взял камеру и сделал пару кадров. Ну а мы выехали в город и направились в сторону выезда на Военно-Грузинскую дорогу.

Погода была замечательна, солнечная, тёплая. В городе всё цвело, листва на деревьях и трава были, как у нас в середине лета. На Урале только мать-и-мачеха успела проклюнуться, а кое-где ещё не растаял снег. Когда мы ещё ехали по центру России, жена мне сообщила, что во Владикавказе прошёл сильнейший ураган, который натворил в городе больших бед - посрывал крыши с домов, повалил уйму деревьев. Но по приезду всего этого мы не заметили, но разве что, увидели пару-тройку сломанных веток.

Уже на выезде из города заскочили в «Магнит», чтобы купить кое-каких продуктов на пару-тройку дней, пока будем находиться в горах. Слегка удивили цены в магазине. На некоторые товары они выше чем у нас в полтора, а то и в два раза. Ещё одна немаловажная особенность магазинов и любых публичных мест, это то, что везде на входах дежурят сотрудники безопасности с металлоискателями, которые досматривают всех без исключения. Увидев у меня фото- и видеокамеру, сразу предупреждали, что съёмку вести нельзя. Тут с этим всё строго. Ну это и понятно.

Пролетев по проспекту Коста выехали на Военно-Грузинскую дорогу, которая увлекла нас на юг, в сторону гор. Уже на выезде из города открылись прекрасные заснеженные вершины Кавказского хребта. Тут Тимофея накрыло. Он никак не мог поверить во всё происходящее, в это прекрасное окружение, что всё это на самом деле. Сплошные: «Обалдеть!», «Да ну, нафиг, не может быть!» Было забавно. Мальчишка был счастлив, и мы вместе с ним.

Вообще, один из самых значимых этапов путешествия по Кавказ, и в частности, в Грузию - это  Военно-Грузинская дорога. Эта дорога - одно из чудес Кавказа. Сказка начинается ещё в Осетии. Здесь, ты попадаешь в другой мир. Трудно описать словами, то что ты ощущаешь здесь. Шум и прохлада Терека, скалистые обрывы, нависающие над асфальтовым полотном извивающегося серпантина, зелёные кроны деревьев, покрывающие склоны суровых гор, а выше снежные шапки.

Катя Воронова

Тим Карпунин

Марат Наумчик

От Владикавказа до границы расстояние не большое - около 35 км. Дорога идеальная - асфальт, чёткая разметка, отбойники, большая обочина.

Военно-Грузинская дорога

Проскочили село Балта. Здесь обратили внимание на, установленные возле ворот полицейского участка, бюсты двух вождей - Ленина и Сталина. Из местной школы выскочили ребята и радостно приветствовали нас.

В селе Чми повстречали земляка-уральца то ли из Перми, то ли из Челябинска, перекинулись с ним парой слов, пожелали друг другу удачи.

Ветер дул в спину, ехалось очень легко и приятно. Набора высоты не ощущалось, хотя он, конечно, был, мы же поднимались на хребет.

В районе старого моста через реку Суаргом, повстречали возвращавшегося после трёхнедельного одиночного путешествия по Грузии, известного велотуриста Славу-байкера. Лицо у него было ну прямо копчёное. Сфотографировали друг друга, обменялись новостями. Спросили Славу про границу, про погоду, про дорогу, про Грузию. Рассказал, что в Грузии было не жарко, на перевале вообще холодище и дует сильный ветер.

Река Терек

Неприятный момент путешествия по Военно-Грузинской дороге, это огромное количество фур, которые нескончаемым потоком двигаются в оба направления от границы. В основном, это, конечно, наши - с российскими номерами, а также украинские, казахстанские, армянские, азербайджанские, грузинских.

Верхний Ларс

На подъезде к селу Верхний Ларс, где находится российский КПП, мы уже предчувствовали, что застрянем на неопределённое время в ожидании очереди на проезд в нейтральную зону. Но всё оказалось не так страшно. Фуры проезжали в специально выделенные для них ворота, для легковых автомобилей отдельные, несколько штук. Мы сунулись в автомобильные, без очереди. Но грозный пограничник сказал, чтобы мы подождали своей очереди, автомобилистов не нужно обижать. Двадцать минут послушно подождали, и нас позвали пройти таможенный контроль. Формальная процедура проверки личности, документов и небольшого опроса заняла несколько минут, штамп в паспорт и «свободен». Выехали из Верхнего Ларса и оказались в четырёхкилометровой нейтральной зоне.

А через пару километров нас уже ждал первый тоннель. За ним справа увидели бетонное сооружение, напоминающее ДОТ. Остановились, поползали, осмотрели. Участок дороги на котором стоит эта конструкция, зажат между двумя скальными прижимами и рекой, по обе стороны тоннели. Для чего нужно было здесь строить оборонительную точку, не понятно.

Пройдя второй тоннель, по которому идет государственная граница, подъехали к грузинскому КПП. Здесь всё по-модному. Современные здания, стекло и бетон, цветастая разметка, над воротами развиваются флаги Грузии и Евросоюза, все надписи на двух языках - грузинском и английском. Сразу подъехали к свободным воротам, очереди никакой. - Гамарджоба! Добро пожаловать в Грузию! Куда поедете? Счастливого пути! - Штамп в паспорт, и мы в Грузии. Всего две минуты.

В паре сотен метров от КПП у дороги расположился Дарьяльский мужской монастырь. Согласно преданию, пастухам явилась Пресвятая Богородица и повелела построить на этом месте храм. Люди послушались и начали его возведение, но при завершении строительства не хватило камней. Однажды, проснувшись утром, строители увидели полностью завершенный храм. По другой версии на место строительство храма «указал» черный ворон, бросивший кость на пике горы. Археологи предполагают, что возведение храма осуществлялось под руководством Имеретинского, Кахетинского и Картлинского царей, как символ распространения православия в горной Грузии. Ориентировочно постройка относится к X столетию, об этом свидетельствует характерные архитектурные формы и тонкий орнамент на камне. Внутри храма находится красивейший иконостас VI века с изображением святой равноапостольной Нино. Летопись храма свидетельствует о хранении духовных ценностей Грузии в момент нашествия персов. Монахи хранили частицы Гвоздя и животворящего Креста, на котором был распят Спаситель, Креста святой равноапостольной Нино. Но, честно говоря, нам показалось, что это новодел, уж больно на древний он не похож. Вот дальше мы видели действительно древние храмы, и они разительно отличались от этого. Напротив, за Тереком на склоне горы виднеются развалины замка царицы Тамары. Туда ведёт тропа.

Дорога на этом участке разбита - асфальта нет, ведутся строительно-восстановительные работы, укрепляется русло реки Терек. В кювете обратили внимание на перевёрнутый и искорёженный экскаватор. В августе 2014 года здесь произошла страшная трагедия - в Дарьяльское ущелье сошёл чудовищный сель, который смыл дорогу, бетонный завод, разрушил ГЭС и КПП, покалечил и унёс жизни нескольких человек. Эвакуировали отсюда всех на вертолётах. Об этом событии подробно рассказал в своём журнале очевидец - самарский велотурист Дмитрий Пащенко dima_pashchenko.

В прошлом 2016 году в июне месяце здесь также сошёл сель, разрушив 800-метровый участок дороги. В общем, место здесь не спокойное.

Ну а мы двинулись дальше по разбитой дороге. Но прежде решили немного передохнуть на берегу Терека, перекусить. Попутный ветер сменившийся в Дарьяльском ущелье на встречный нас уже успел немного утомить. Отдохнув минут пятнадцать, вышли на дорогу. Нас нагнал минивэн из которого высунулся мужик, спросил про маршрут, представился Василием, дал визитку, сказал, что у него в Степансминде есть отель, и он будет рад принять нас у себя, угостить вином, поменяет нам валюту по выгодному курсу. Василию очень понравилось имя Тимофей, он его особо отметил. Мы пообещали, что если доедем до Степансминды, то обязательно у него остановимся.

Дарьяльское ущелье

Набирали высоту. Дорога извивалась, как змея, уходя всё выше в горы. А наши головы вращались на 360 градусов. На столько здесь красиво, сурово и тихо. Вот если бы ещё машин поменьше. Но эта дорога - главная артерия, которая связывает страны Закавказья с Россией.

С каждым метром двигаться становилось всё тяжелее, хотя проехали всего-то 45 км. Преодолели один из опасных участков дороги - скальный прижим, который вывел к смотровой площадке с видом на широкую долину Терека. Да, по-грузински Терек называется Терги. Отсюда открылся восхитительный вид на горы. Особый шик горам предавали закатные лучи. Вдалеке виднелись окраины посёлка Степансминда.

Немного постояли на площадке, полюбовались красотами. Здесь установлено три креста, у которых путники оставляют небольшие подношения в виде конфет и монеток, ставят свечки.

Долина реки Терек близ Степансминды

Окраина Степансминды

Дальше нас ждал очередной тоннель, перед которым из тонкой трубы вытекала ледяная горная вода. В обход тоннеля, вдоль обрыва уходила, по всей видимости, старая дорога. Сохранился даже асфальт. Уже стало смеркаться и ощутимо похолодало. До Степансминды нужно было проехать ещё около пяти километров, но сил и времени уже не осталось, да и проголодались уже. Разведали старую дорогу на предмет возможности установки палатки. Места было предостаточно, да и вода рядом. Решили заночевать здесь.

Поставили палатку, поужинали, потеплее оделись и моментально уснули.





Велосипедное путешествие по Грузии (апрель-май 2017). День второй. Часть первая


  • 1

От Славика из Москвы

Привет ещё раз!
Первый комментарий я написал от анонимного пользователя, а этот пишу используя один из многочисленных старых аккаунтов.
Вот ссылки на оригиналы фотографий с изображением вашей группы возле Чми:
http://savepic.ru/14352302.jpg
http://savepic.ru/14337966.jpg
Отчёт замечательный, с нетерпением жду описания последующих дней! Сейчас дочитал до Пасанаури.

Привет, Слава! Очень рад, что ты нас нашёл. Будем друзьями.


(Анонимно)
Ни одна фотография не загрузилась. То ли у меня глюк, то ли жж тупит.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account