Previous Entry Поделиться Next Entry
Аятская волость Екатеринбургского уезда. Часть вторая
dkarpunin
Аятская волость Екатеринбургского уезда. Часть первая



Продолжу делиться фотозаметками, которые были сделаны во время недавнего велосипедного путешествия по старинным уральским сёлам Аятской волости Екатеринбургского уезда.
После посещения села Киприно мы направились дальше на восток, в село Корелы.



Брошенные поля постепенно заросли сосняком


Вид на село Киприно со стороны трассы Невьянск - Реж

Корелы.



В XIX веке село входило в состав Аятской волости Екатеринбургского уезда. Согласно подворной переписи 1887 года население села состояло из 703 жителей (351 мужчина и 352 женщины), проживавших в 142 дворах. Грамотными были только 23 мужчины и 2 женщины, учащихся - 8. В селе имелось пять промышленных заведений и две торговые лавки. В советское время входило в Кипринский сельсовет Невьянского района.




Местные жители











Село Корелы расположено при впадении речки Малого Сапа в реку Реж, тянется вдоль Малого Сапа до её устья с Режом.




Река Сап












Вид на село Киприно с окраины Корел

Осмотрев село, вернулись немного обратно, к повороту на Аятку.




Село Киприно




Дорога в Аятку

Аятка (село Аятское).



Аятское (бывшая Аятская слобода) - старинное уральское село в Невьянском городском округе.



Аятская слобода была основана при речке Аяти в 1669 году по указу верхотурского воеводы Фёдора Большого Григорьевича Хрущова крестьянским садчиком Фролкой Араповым, который и стал первым её приказчиком. В 1681 году слобода была укреплена: поставлен рубленый острог с высотой стен в две сажени, с пятью башнями шестисаженной вышины. Вокруг острога был вырыт ров с надолбами и рогатками.





В 1704 году крестьяне Аятской слободы и всех её деревень были приписаны к Невьянскому заводу Никиты Демидова. Село была центром Аятской волости. В 1869 году в селе имелась одна церковь, волостное правление и три торжка. Население на этот год состояло из 555 мужчин и 611 женщин, проживавших в 136 дворах.








Река Сап











В селе есть православная церковь "Во Имя Святой Троицы", работают клуб с библиотекой, фельдшерский пункт, почта и продуктовый магазин.










Школа


На машине надпись "Военный билет законно"







От выезда из села, около километра нас сопровождал забавный пёс, молча бежал рядом по обочине.



Доехали до развилки Екатеринбург - Невьянск, немного передохнули, ведь дорога теперь в основном шла вверх. Начала портиться погода, усилился встречный ветер, пошёл дождь. Вдалеке показались крыши Шайдурихи.



Перед селом Шайдуриха свернули к реке Аять. Интересно было посмотреть на неё весной. Зрелище впечатляющее.


Река Аять

Вода в реке очень тёмная, как крепко заваренный чай. Такой цвет объясняется тем, что река берёт начало в одноимённом озере, которое имеет болотистое происхождение.









Полюбовавшись рекой отправились дальше - в Шайдуриху.




Река Аять

Шайдуриха.



Конец XVII - начало XVIII вв. считается временем рождения села Шайдуриха. В переписной 1710 года упоминаются Новосёловы, переселившиеся в Шайдуриху, которых вероятно следует считать основателями деревни. В переписи Л. Поскочина (1680 год) Новосёловых нет, однако они есть в отдаточной в 1703 года. Вероятно в Аятскую слободу пришли в самом конце XVII века бесфамильными, посему и получили такую распространённую фамилию новосельцев.





В XIX веке село Шайдуриха входило в состав Аятской волости Екатеринбургского уезда. В 1855 году была заложена деревянная однопрестольная "Николаевская" церковь, которая была закрыта в 1930-е и теперь стоит полуразрушенной. После окончания Пермской духовной семинарии в селе преподавал П. П. Бажов. В 1869 году в селе имелась одна православная церковь, почтовая станция, училище. Согласно подворной переписи 1887 года население деревни состояло из 734 жителей (352 мужчины и 382 женщины), проживавших в 150 дворах. Грамотными были только 30 мужчин и 3 женщины, учащихся - 22. В Шайдурихе имелось три промышленных заведения и четыре торговые лавки. В советское время Шайдуриха была центром Шайдурихинского сельсовета.















Кунара.

В основе названия села - башкирский глагол "куныу" ("куну") - "ночевать", от которого образовано причастие будущего времени кунар со значением "(речка), где будут ночевать" (по материалам книги А. К. Матвеева "Географические названия Урала. Топонимический словарь").



Кунара была основана чуть позднее Шайдурихи. Деревня к 1800 году насчитывала 39 дворов со 168 жителями мужеского пола и 201 женского. В Аятскую слободу деревня не входила и была заселена крепостными Невьянского завода и пришлыми на завод людьми, которые также являлись крепостными. Кунара входила в Аятский Троицкий приход и в Аятскую волость (1800 год). В XIX веке село входило в состав Шуралинской волости Екатеринбургского уезда.

В селе имеется действующая деревянная православная церковь "Иоанна Предтечи", есть небольшой клуб, фельдшерский пункт и магазин.



В селе Кунара есть необычный дом, известный на весь Урал и за его пределами. Это дом кузнеца Сергея Ивановича Кириллова, построенный им же для себя в середине XX века. Строительство дома было начато в 1954 году и закончено в 1967-м. Является популярным туристическим объектом и главной достопримечательностью села.

Дом кузнеца Кириллова - это богато украшенная деревенская изба с пристройкой и крытым двором. Своим ярким и пышным украшением дом напоминает сказочный терем. Изба украшена ярко расписанной резьбой, пёстро раскрашенными скульптурами людей (дети, всадники на конях и т.д.), животных, цветов, разнообразными орнаментами и символиками, среди которых преобладает советская тематика. Дом венчает пышная композиция из цветов, флагов и птиц со звездой и гербом СССР. Все украшения сделаны из дерева и металла. Двор, пристройка, забор и балкон дома расписаны в таком же стиле.







После Кунары погода испортилась окончательно, особенно за несколько километров до Невьянска. Дождь усилися. На ж/д вокзал Невьянска мы приехали мокрые насквозь. До электрички оставался ещё час, за который мы успели познакомиться и интересным дядечкой в возрасте - велотуристом-шоссейником со стажем. Он рассказал нам о своих планах по открытию недалеко от Невьянска, в селе Нижние Таволги велостанции с гостевым домом и кузницей. Хочет развивать здесь локальную велотуристическую инфраструктуру. Места уж больно, говорит, красивые, люди замечательные.

Ну вот и всё. Правда замечательно у нас?




?

Log in

No account? Create an account