Previous Entry Поделиться Next Entry
Прогулка по Севастополю. Часть 2
dkarpunin



Продолжим вместе со мной, начатую в предыдущем поспе, прогулку по городу-герою Севастополю.



Улица Адмирала Окрябрьского


Перекрёсток улиц Адмирала Октябрьского и Очаковцев




Перекрёсток улиц Адмирала Октябрьского и Большая Морская




Улица Суворова


Перекрёсток улиц Адмирала Октябрьского и Большой Морской


Улица Суворова




Переулок Суворова - Алексакиса


Улица Сергеева-Ценского




Севастополькие дворы




Улица Василия Кучера




Красный спуск


Пушкина 18


Южная бухта


Площадь Ушаков


Памятник Адмиралу Ф. Ф. Ушакову


Комплекс "Оборона Севастополя". Памятник Э. И. Тотлебену

Граф Эдуард Иванович Тотлебен - русский генерал, знаменитый военный инженер, генерал-адъютант (1855), инженер-генерал (1869).



В начале 1854 года Тотлебен был вызван в главную квартиру Дунайской армии и здесь исполнил ряд поручений ген.-адъют. Шильдера, совершил под огнём турецких батарей ряд блестящих рекогносцировок и выработал план атаки укреплений при Калафате. С началом подготовительных работ по осаде Силистрии Тотлебен был назначен траншей-майором. Когда генерал Шильдер был ранен, Тотлебен принял заведование всеми работами и 7-го июня взорвал весь фронт передового укрепления Араб-Табия. Когда осада Силистрии была снята, Тотлебен был послан в Севастополь, где ожидалась высадка неприятеля. Сначала главнокомандующий, князь Меншиков, полагал, что союзники, за поздним временем года, не решатся предпринять высадку в Крым, и отклонил предложение Тотлебена немедленно приступить к оборонительным работам. Они были начаты только тогда, когда высадка уже состоялась. Тотлебен расширил фронтальную позицию на линии Северного укрепления и почти заново создал оборонительную линию на южной стороне. За недостатком времени нельзя было и помышлять о возведении сильных и правильных укреплений; приходилось работать одновременно на всех пунктах, пользуясь всякими средствами, между прочим - и вооружением утратившего теперь своё прямое назначение флота. При устройстве своей оборонительной линии Тотлебен принял в основание следующие начала: избирается ближайшая к городу позиция, обусловленная существующими укреплениями, и на главных её пунктах выставляется сильная артиллерия; эти пункты соединяются траншеями для ружейной обороны и для помещения прикрытий; между главными пунктами кое-где ставятся ещё отдельные батареи; таким образом все подступы к городу должны получить сильную фронтальную и фланговую оборону пушечным и ружейным огнём. Работа велась беспрерывно днем и ночью. В короткое время там, где незадолго до того неприятельские рекогносцировки обнаруживали лишь слабые укрепления с большими ничем не защищёнными промежутками, выросла сплошная оборонительная линия. Союзники вынуждены были отказаться от намерения взять Севастополь открытой атакой и 28 сентября начали свои осадные работы. Первое бомбардирование Севастополя 5 октября показало силу севастопольских укреплений и их выгодно направленного артиллерийского огня. Тогда неприятель обратился к подземной войне и задумал взорвать 4-й бастион, но и здесь Тотлебен его предупредил, встретив неожиданно искусно подготовленною сетью минных галерей. 8 июня Тотлебен был ранен в ногу пулей навылет, но, несмотря на болезненное состояние, продолжал руководить оборонительными работами, пока состояние его здоровья настолько ухудшилось, что он был вынужден оставить Севастополь.
После падения Севастополя Тотлебен, назначенный генерал-адъютантом, был вызван в Николаев для приведения его в оборонительное положение. Объяснительная записка Тотлебена по вопросу об укреплении Николаева представляет одну из самых ценных его научных работ. Идеи, высказанные им здесь под свежим впечатлением пережитых боевых опытов, открывают новую эру в фортификационном искусстве и резко отступают от традиций, царивших до того времени даже во Франции, несмотря на опыты наполеоновских войн. Тотлебен указывает на необходимость иметь систему фортов с промежуточными артиллерийскими позициями, к которым должны подходить железные дороги, рассматривает значение фортов, как главных опорных пунктов борьбы, и выясняет распределение всех родов оружия и роль каждого из них.




Памятник Язоновскому редуту и батарея №23 Лазарева

Язоновский редут прикрывал тыловую часть четвёртого бастиона. В декабре 1854 года, он соединил 20, 23, 53 и 62-ю батареи. Построила его команда брига "Язон". Первым командиром редута был капитан 2 ранга Н. Н. Липкин. Позже им стал командовать лейтенант К. А. Лазарев, до этого командовавший батареей № 23.
На Язоновском редуте сражался великий русский писатель Лев Николаевич Толстой.


Музей якорей на Историческом бульваре










Здание Панорамы обороны Севастополя






Памятник воинам 4-го бастиона

Четвертый бастион являлся самым важным укреплением Южной (Городской) стороны. Он располагался на узкой Бульварной высоте, между Южной бухтой, Бульварной лощиной и городским оврагом, на месте нынешнего Исторического бульвара. Это было укрепление временного типа, усиленное многочисленными батареями, расположенными в некоторых местах в два яруса. В глубине бастиона был построен Язоновский редут, служивший внутренним опорным пунктом.
В 1905 году на месте четвёртого бастиона возвели гранитный обелиск, увенчаный русским шлемом. На монументе перечислены части, принимавшие участие в защите бастиона. Сохранившиеся в архиве проектные чертежи, подписанные архитектором А. М. Вейзеном, отличаются от памятника, установленного в натуре. Не исключено, что автором памятника является архитектор А. А. Кольб.




Передовой бруствер 4го бастиона






Южная бухта





На косогоре восточной стороны Южной бухты обнаружил вырубленный в песчанике грот. Конечно, вокруг были все признаки обитающих здесь бомжей.



Скорее всего здесь специально было вырублено какое-то жилище или ниша для хозяйственных целей. Кто знает, что это, подскажите.




Матросский клуб


Железнодорожная артиллерийская установка ТМ-1-180


Паровоз бронепоезда "Железняков"

Рядом с автовокзалом установлен на вечную стоянку паровоз ЭЛ-2500 с надписью "Смерть фашизму!" В период обороны он водил в бой легендарный бронепоезд "Железняков", который построили рабочие Севастопольского морского завода в ноябре 1941 г.
На бронепоезде были установлены 4 корабельных орудия, 6 минометов, 14 пулеметов. Личный состав был укомплектован матросами с боевых кораблей Черноморского флота. Командовал бронепоездом Г. А. Саакян, а с декабря 1941 г. - инженер-капитан 3 ранга М. Ф. Харченко, потомственный севастопольский рабочий, герой гражданской войны.
"Зеленым призраком" называли фашисты бронепоезд. Он громил их на севастопольской земле с 7 ноября 1941 г. по 28 июня 1942 г., совершив 140 боевых рейдов на передний край. "Железняков" наводил настоящую панику на гитлеровцев, нанося им большой урон в живой силе и технике. После каждого рейда он укрывался в туннеле, где был почти недосягаем для вражеских батарей и авиации.
Десятки вражеских самолетов постоянно охотились за дерзким "призраком", но безуспешно. И только 28 июня, в последних боях за Севастополь, гитлеровцам удалось, обрушив своды в Троицком туннеле, вывести бронепоезд из строя. Оставшиеся в живых железняковцы, сняв пулеметы, продолжали драться с врагом в районе Килен-балки.
Восстановленный после войны паровоз водил по крымским магистралям поезда с вплоть до 1967 года.


Одно из зданий Морского университета


Малахов курган

Немало памятников и памятных мест находится  на Корабельной стороне города Севастополя, но есть одно из них, чья слава перешагнула границы не только города, но и бывшего Союза. Это Малахов Курган, ставший всемирно известным памятником двух героических оборон Севастополя.
Именно здесь, на Малаховом кургане, история тесно переплела события и века.
Расположенный в юго-западной части Корабельной стороны, курган господствует над окружающей местностью, он на 97 метров возвышается над уровнем моря.
Дважды эта высота становилась ареной ожесточённых боёв: в годы Крымской войны и в Великую Отечественную войну.
Впервые название Малахов курган появилось на генеральном плане города в 1851 году. Документы утверждают, что курган назвали по имени капитана Михаила Михайловича Малахова.
Во время обороны Севастополя в 1854-1855 годов Малахов курган был ключевой позицией левого фланга оборонительной линии. На эту высоту с конца января 1855 года направляла свои основные атаки французская армия.




Вид с Малахова кургана


Памятник Вице-адмиралу В. В. Корнилову

Установлен 5 октября 1895 года на Малаховом кургане на месте смертельного ранения адмирала.
Адмирал изображен в тот момент, когда, смертельно раненный вражеским ядром, он, приподнявшись, дает последний наказ защитникам города: "Отстаивайте же Севастополь!" Ниже скульптуры Корнилова в композиции фигура легендарного героя севастопольской обороны матроса П. М. Кошки, готового зарядить орудие.
Поэт А. Н. Апухтин в стихотворении "Памяти адмирала Корнилова" писал:
Как древний грек он гордо пал,
И все земное покидая,
Он имя Родины призвал.
На месте смертельного ранения Корнилова юнгами был выложен крест из вражеских ядер, а 17 октября 1895 года установлен памятник. На постаменте были высечены посмертные слова Корнилова и перечислены все корабли, на которых служил адмирал, а также морские сражения, в которых он принимал участие. Авторы - генерал-лейтенант А. А. Бильдерлинг и скульптор академик И. Н. Шредер. Во время второй обороны Севастополя памятник в ходе боев был разрушен гитлеровцами. Восстановлен к 200-летию обороны Севастополя.



Адмирал Корнилов был ранен в день первой бомбардировки Севастополя, 5 октября 1854 года, около 11 часов. Корнилов прибыл на Малахов курган, осмотрел башню, укрепления и направился к лошади, чтобы продолжить осмотр, но тут вражеское ядро раздробило ему левую ногу у паха. В тот же день в половине четвертого вице-адмирал Корнилов скончался.
Когда началась оборона, Корнилов был начальником штаба Черноморского флота. Он и возглавил оборону, будучи прекрасным организатором, много сделал для строительства оборонительных укреплений, для организации обороны в целом. Несмотря на то, что Корнилов погиб в самом начале обороны, заслуги его были велики, и потеря для Севастополя была очень большой.
В годы Великой Отечественной войны памятник был разрушен, бронзовые части были увезены фашистами на переплавку. Восстановлен памятник в 1983 году, к 200-летию Севастополя. Авторы проекта народный художник Украины, лауреат Государственной премии СССР профессор М. К. Вронский и заслуженный художник-архитектор Украины В. Г. Гнездилов за основу взяли первоначальный вариант памятника, модель которого хранится в Военно-морском музее Санкт-Петербурга.



Во время Крымской войны на Малаховом кургане находился главный бастион Корабельной стороны. Ко дню первой бомбардировки, 5 октября 1854 года, здесь было 7 батарей с 34 орудиями (в конце обороны - уже 9 батарей с 76 орудиями). На них были установлены подлинные корабельные пушки времён Крымской войны, отлитые из чугуна,  они имели вес от двух до семи тонн.





На вершине кургана, в его юго-восточной части находится полукруглая двухъярусная оборонительная башня - одно из немногих крепостных сооружений середины XIX века, уцелевших в Севастополе.
Дважды за свою историю, в годы Крымской и Великой Отечественной войн, башня становилась свидетельницей кровопролитных боёв, укрывала под своими сводами защитников этой высоты.
В последний день обороны, 27 августа 1855 года, после захвата французскими войсками Малахова кургана в Оборонительной башне засело около сорока солдат Модлинского резервного пехотного полка и несколько матросов. Защитники башни несколько часов вели неравный бой с противником.
Встретив ожесточённое сопротивление, противник поджёг башню, но, боясь взрыва порохового погреба, вынужден был погасить огонь. Только обстрел гранатами из мортиры прекратил неравную борьбу.
Расстреляв все патроны, защитники Оборонительной башни прекратили героическое сопротивление, продолжавшееся несколько часов.
Потеря оборонительной башни и Малахова кургана предрешила исход 349-дневной обороны Севастополя.



К 50-летию первой обороны города оборонительная башня была восстановлена как памятник. В 1902-1905 годах была произведена реставрация фасада и внутренних помещений башни. На её стенах укрепили мраморные доски с названиями частей, которые защищали Малахов курган в 1854-1855 годах. Тогда же на местах всех девяти батарей соорудили мемориальные обозначения.
К 1905 году на Малаховом кургане построили мемориальные стенки из крымбальского камня на местах бывших батарей. Также была реконструирована противоштурмовая батарея, а на месте батареи Сенявина - установлены орудия первой обороны.
В годы Великой Отечественной войны прославленный Малахов курган, как опытный воин, вновь занял своё место в строю.









В 1958 году возле оборонительной башни, на том месте, где в период первой обороны стояли батареи, установили орудия того времени - старинные пушки и "единороги". На месте противоштурмовой батареи стоит 36-фунтовая корабельная пушка образца 1803 года. Её отлили в 1808 году. Ствол орудия без станка весит около 2950 кг. А рядом - крепостной "единорог" образца 1838 года. Вес ствола также около трёх тонн.
Почти все орудия, установленные на кургане, доставили с территории Морского завода, где их использовали как кнехты. А одно их них обнаружили на Малаховом кургане, на месте бывшей батареи № 17 (Сенявина). Эта 36-фунтовая пушка весит 2754 кг. Отлили её в 1848 году на Александровском заводе.







Осенью 1941 года на его вершине установили два 130-миллиметровых орудия с повреждённого эсминца "Совершенный". Командовал батареей, получившей № 111 (затем № 701), капитан-лейтенант А. П. Матюхин. Артиллеристы батареи капитан-лейтенанта А. П. Матюхина размещались в оборонительной башне. Севастопольцы назвали её батареей "Малахов курган".
В ходе боевых действий в дни второй героической обороны оборонительная башня была вновь разрушена. И после освобождения города от фашистов её вторично реставрировали.
23 февраля 1958 года, в день 40-летия Советских Вооруженных Сил на оборонительной башне Малахова кургана вспыхнул Вечный огонь, который зажёг бывший командующий Черноморским флотом и Севастопольским оборонительным районом Герой Советского Союза вице-адмирал Ф. С. Октябрьский.















На Малаховом кургане находится также памятник летчикам 8-й Воздушной армии, принимавшей участие в освобождении Севастополя в мае 1944 года. Его построили в июле 1944 года (автор проекта инженер-капитан Б. П. Королёв). В 1994 году  памятник реконструировали.



В начале главной аллеи кургана, на небольшой площадке, находится братская могила. На ней французы установили большой крест из белого мрамора с надписью:
"3 сентября 1855. Их воодушевляла победа и соединила смерть, - Такова слава храбрых, таков удел солдат".


Памяти воинов русских и французских павших на Малаховом кургане при защите и нападений 27 августа 1855


Виды с Малахова кургана







Посещением Малахова кургана закончилось короткое знакомство с Севастополем. Демаю, вам понравилось.


промо dkarpunin январь 3, 2016 13:14 77
Разместить за 10 жетонов
Разгребал свои фотоархивы, и на глаза попалась затерянная некогда папка с названием "Котуйкан". Ага, эти фото я искал очень долго, а потом бросил затею. И вот, нашлась пропажа. Фото эти угодили мне в руки около десяти лет назад. Знакомый водник дал их мне на обработку, вытянуть хоть что-нибудь…

  • 1

Прогулка по Севастополю. Часть 2

Пользователь apdance1 сослался на вашу запись в своей записи «Прогулка по Севастополю. Часть 2» в контексте: [...] Оригинал взят у в Прогулка по Севастополю. Часть 2 [...]

Прогулка по Севастополю. Часть 2

Пользователь 32 сослался на вашу запись в своей записи «Прогулка по Севастополю. Часть 2» в контексте: [...] Оригинал взят у в Прогулка по Севастополю. Часть 2 [...]

  • 1
?

Log in

No account? Create an account