Previous Entry Поделиться Next Entry
Прогулка по Севастополю. Часть 1
dkarpunin



Будучи на отдыхе в сентябре минувшего года в Крыму, совершил однодневную поездку в "Город Русским Моряков" - город-герой Севастополь. Миллион раз был в Крыму, а в Севастополе ни разу. Нужно было заполнить этот пробел. Времени было мало, но представление кое-какое о городе получил. Побывал в Южной и Карантинной бухтах, дошёл до Херсонеса, зашёл на Малахов курган, погулял по набережной, посетил Музей истории Черноморского флота России... Много конечно не увидел, ибо перемещался исключительно пешком, намотав по городу около сорока километров. Пообещал вернуться сюда в будущем на двух колёсах.


Покажу каким я застал город 30 сетрября 2015 года и что увидел. Особо о городе рассказывать ничего не буду, не сомневаюсь, что Севастополь многим знаком, и история его отложилась в памяти у нескольких поколений. Опишу лишь некоторые достопримечательности и свои заметки.
Итак, поехали!


Железнодорожный вокзал Севастополя




Южная бухта


Троллейбусный спуск


Плавучий док в Южной бухте


Частная яхта в Южной Бухте


Внутри дока находится старая ржавая подводная лодка








Плавучий док "Тихий ход" в Южной бухте


Улица Ленина


Памятник Комсомольцам - защитникам Севастополя


Военный моряк со своей семьёй


Улица Ленина


Дом Ленина 18


Дом Ленина 16


Храм Святого Архистратига Михаила

В здании бывшей церкви святого Архистратига Михаила теперь находится один из залов Музея ЧФ РФ, посвященный послевоенной истории флота. В 1854-1855 годах это была гарнизонная церковь, поэтому её главный фасад сплошь покрыт мемориальными досками со списками частей Севастопольского гарнизона тех лет. Храм построен в 1846 году как временная адмиралтейская церковь, пока строилась главная - Никольская. Автором проекта, скорее всего, был инженер-полковник Фандервейде, он же строил и Никольский собор, частью которого должна была стать Михайловская церковь.
В храме святого Архистратига Михаила отпевали адмиралов Корнилова, Нахимова и Истомина, погибших во время Первой обороны Севастополя. В августе 1855 года в храм попал снаряд, причинивший большие разрушения. В 1857 году церковь восстановили, а с 1889 года она стала полковым храмом 50-го пехотного Белостокского полка.
Мемориальные доски появились в 1904 году, к 50-летнему юбилею Первой обороны города. В 1968 году здание передали музею, а в 1979 году Михайловская церковь объявлена памятником архитектуры XIX века.


Улица Ленина




Площадь Нахимова




Памятник адмиралу Павлу Степановичу Нахимову




Мемориал Защитникам Севастополя




Графская пристань

Графская пристань - одна из первых построек города. Она была сооружена летом 1783 года одновременно с первыми городскими портовыми постройками на западном берегу Южной бухты и являлась пунктом постоянной связи города с флотом.
Вначале это был обычный деревянный шлюпочный причал. В 1787 году, к приезду Екатерины II, здесь была построена широкая каменная лестница. Тогда же пристань назвали Екатерининской, но это название так и не прижилось. Моряки и горожане упорно называли её Графской.
Название "Графская" связано с титулом графа М. И. Войновича, командира Черноморской эскадры с 1785 по 1789 годы. Сюда, к пристани, обычно приставала шлюпка, с которой граф сходил на берег.
Всем известный вид пристань приобрела в 1846 году - эта дата выбита на аттике. Создатель пристани - архитектор Джон Уптон, англичанин, состоявший на российской службе.
Графская пристань связана со многими историческими событиями. Сюда после Синопской победы в 1853 году прибыл адмирал П. С. Нахимов. Отсюда отплывали на чужбину, навсегда покидая свою страну, войска белой армии, эмигранты. Памятная доска на левой подпорной стенке установлена "В память о соотечественниках, вынужденных покинуть Родину в ноябре 1920 г."


Вид с Графской пристани






Памятная табличка на Графской пристани


Памятник Затопленным кораблям

Памятник воздвигнут в память о кораблях, принесённых в жертву, чтобы прикрыть Севастополь от вражеских атак с моря.
После высадки в сентябре 1854 г. англо-франко-турецкой армии и поражения русских войск на реке Альме положение Севастополя стало очень тяжёлым. Опасаясь прорыва вражеского флота на рейд, атаки с моря, русское командование приняло решение затопить на входном фарватере часть устаревших парусных судов. Огонь береговых батарей и затопленные корабли делали Северную бухту недоступной для вражеского флота.
У семи буйков, обозначивших места последних стоянок, бросили якоря ветераны флота: линейные корабли "Силистрия", "Уриил", "Селафаил", "Три Святителя" и "Варна". Ближе к берегам - один к северному, другой к южному - стали фрегаты "Сизополь" и "Флора". Корабли выстроились почти строго с севера на юг, между Константиновской и Александровской батареями.
Оснастку, которая могла пригодиться, тяжелые корабельные орудии, пороховой запас сняли с кораблей и доставили на берег. Поздней ночью 11 сентября 1854 г. суда были затоплены.
В приказе В.А. Корнилова по флоту от 11 сентября 1854 г. говорилось: "...Грустно уничтожить свой труд: много было употреблено нами усилий, чтобы держать корабли, обречённые жертве, в завидном свету порядке, но надобно покориться необходимости. Москва горела, а Русь от этого не погибла..."
Команды затопленных кораблей, сойдя на берег, пополнили ряды защитников севастопольских бастионов. Высокая флотская дисциплина, воинское мастерство, отвага и мужество служили примером для всех участников обороны. Осадная зима выдалась суровой. Жестокие штормы разрушили преграду из затопленных судов, поэтому в феврале 1855 г. ещё шесть старых судов - линейные корабли "Двенадцать апостолов", "Святослав", "Ростислав", фрегаты "Кагул", "Мидия" и «Месемврия" - были пущены на дно бухты между Николаевской и Михайловской батареями (восточнее затопленных ранее). Оставшиеся корабли использовались для артиллерийской поддержки сухопутных войск, некоторые служили госпиталями.
В августе 1855 г., когда русские войска по специально наведённому понтонному мосту перешли через бухту с Южной стороны на Северную, на севастопольском рейде были затоплены остальные корабли Черноморского флота...



Автор памятника долгое время оставался неизвестным. Лишь в 1949 г. в Центральном государственном историческом архиве города Ленинграда был обнаружен список произведений известного эстонского скульптора Амандуса Адамсона (1855-1929), составленный им самим в связи с избранием его действительным членом Академии художеств. В этом списке значится и Памятник затопленным кораблям. Последние исследования выявили участие в создании этого памятника архитектора В. А. Фельдмана и военного инженера О. И. Энберга.




Здесь 28-XI 1905 царскими войсками зверски расстреляны революционные матросы крейсера "Очаков"


Набережная




Набережная Корнилова






Институт биологии южных морей


Театр имени Луначарского


Морской трамвайчик в Артиллерийской бухте


Артбухта


Набережная Корнилова


Артиллерийская бухта


Набережная Адмирала Клокачёва


Памятник Солдату и Матросу

К сожалению, мусора в Севастополе попадалось очень много, который немного испортил впечатления о городе.








Константиновский равелин с маяком


Константиновский равелин (Константиновская батарея)

На этом мысу, получившем одноименное название от батареи, вначале была построена земляная батарея, затем в 1794 году по указанию А. В. Суворова строится двухъярусная каменно-земляная батарея по проекту подполковника Ф. П. Деволана. И только к 1840 году соорудили каменный казематированный форт по проекту, разработанному в 1834 году инженер-полковником К. И. Бюрно. Строил батарею инженер-полковник Фелькерзам, затем - инженер-полковник Павловский.
Сооружена из крымбальского известняка в виде подковы, повторяя очертания мыса, правый фас обращен к морю, левый - к рейду. Прикрытая с фасада бруствером плоская крыша предназначалась для установки орудий, фланкируется стенами двух высоких квадратных в плане башен-барбетов. От них во двор ведут два боковых пандуса. С горжи форт прикрывали стены и двухъярусная оборонительная казарма, впереди которой имелся ров с каменным эскарпом.
Внутренняя планировка основного здания форта - анфиладно-коридорная, в казематах имеются бойницы для орудийной стрельбы. В строгих простых формах этого фортификационного сооружения чувствуется влияние ампира.
Общая длина по фасаду 230 метров, ширина - 25 метров, высота над уровнем моря около 12 метров.
В 1853 году на вооружении батареи находились 94 орудия: 50 24-фунтовых пушек, 34-однопудовых длинных "единорогов", четыре полуторапудовых длинных "единорогов" и шесть пятипудовых мортир, артиллерийская прислуга состояла из 470 человек. В 1854 году командовал фортом капитан С. Ф. Шемякин.
В день первой бомбардировки Севастополя 5(17) октября 1854 года на батарею был направлен основной огонь английских судов. В течение всей осады она прикрывала вход в бухту.
Во время Великой Отечественной войны на Константиновской батарее располагалась служба охраны водного района - охрана рейда, под командованием капитана 3 ранга М. Е. Евсевьева, военкома - батальонного комиссара Н. С. Баранова (с 15.06.1942 года - политрука И. П. Кулинича). В июне 1942 года на территории батареи был создан один из опорных пунктов на Северной стороне, получивший приказ удерживать рубеж до последней возможности.
На Константиновский форт отошли часть личного состава 95-й стрелковой дивизии во главе с командиром 161-го стрелкового полка майором И. П. Дацко, бойцы береговых батарей и 178-го инженерного батальона Черноморского флота. 21 июня враг, любой ценой стремившийся уничтожить этот опорный пункт, бросил в бой танки и самолеты. Установив орудия на Радиогорке и около Михайловской батареи, гитлеровцы начали массированный обстрел форта. Прорвавшиеся вплотную к батарее танки прямой наводкой вели огонь по защитникам. В разгар сражения командование опорного пункта получило радиограмму руководителей обороны: "Защитники равелина! Вашего героизма надо еще на сутки..." А гарнизон "Маленького Севастополя" (так называли тогда их в городе) держался ещё три дня. Во внутреннем дворе форта появилась братская могила. 12 ноября 1944 года на ней установили памятник (автор А. И. Зедгенидзе).
В 1979-1983 годах провели реставрационные работы только фасадной части форта с воссозданием утраченных архитектурных элементов и с установкой в бойницах декоративных орудий (архитекторы А. Л. Шеффер, И. Ю. Виленчик). И ныне это фортификационное сооружение является одним из основных акцентов морского фасада Северной стороны города.
Ежедневно ровно в 12 часов с Константиновской батареи раздается пушечный выстрел. Старинная флотская традиция, заведенная в городе ещё в 1819 году, возрождена 15 мая 1982 года. Как бы дублируя орудийный выстрел, на кораблях бьют склянки, а на Матросском клубе звучат куранты и мелодия "Легендарный Севастополь".




Михайловский равелин (Михайловская батарея)

Михайловский равелин сооружён в 1846 г. по проекту инженера-полковника К. И. Бюрно, строительством руководил инженер-полковник Фелькерзам. Длина П-образного форта составляет 205 м, толщина оборонительной стены - 1,8 м. Во время Крымской войны на равелине располагалась Михайловская батарея. Служил он и во время обороны Севастополя 1941-42 гг., получив значительные повреждения. Форт отреставрирован, в нём открыта экспозиция "Героический Севастополь".


Старосеверная бухта


Памятник Войнам 2ой гвардейской армии


Бухта Матюшенко


Обелиск "Городу-герою Севастополю"




6-ая Бастионная улица






Улица Пожарова




Дмитрия Ульянова 11


Жилые кварталы на восточном берегу Карантинной бухты


Памятник Св. Владимиру - Крестителю Руси


Улица Древняя, ведущая в Херсонес


Караимский некрополь








?

Log in

No account? Create an account