Previous Entry Поделиться Next Entry
Велопутешествие по северу Пермского края. День третий
dkarpunin

Велопутешествие по северу Пермского края. День второй. Часть вторая



20 июля 2015

Утро солнечное, многообещающее. Полтора часа на завтрак, сушку палатки и сбор. В десятом часу были уже на дороге, предстоял бодренький прогон по уже известной дороге до своротки на Красновишерск, ну а дальше 35 км до самого города. 



Колва


Мост через Вишеру




Полюд


Вишера

Дорога до Красновишерска ничем не примечательна. Лесовозы по прежнему изрядно разбивают асфальт.



Единственным красивым местом на всём протяжении дороги является река Язьва. Река очень живописная, особенно в сочетании с облачным небом.




Река Язьва




Мост через Язьву



До Красновишерска доехали за три часа, был только полдень. Здорово! У нас ещё целый день, на осмотр города и, конечно же, на скалу Ветлан, ради которой мы сюда приехали.



Именно здесь, в районе Красновишерска проживают немногочисленные этнические коми-язьвинцы.

Коми-язьвинцы - народ финно-угорской языковой семьи, имеющий свой уникальный язык и самобытную культуру, исконная территория проживания которого находится на северо-востоке Пермского края.
Коми-язьвинцы, компактно проживающие в Красновишерском районе Пермского края, являются прямыми потомками коми этнической общности, которая в X-XV вв. занимала обширную территорию междуречья Камы, Вишеры, Колвы. В середине XVII века предки коми-язвинцев переселились в верховья реки Язьва.
Территорией достаточно плотного расселения современных коми-язьвинцев является Верх-Язьвинское сельское поселение. Здесь проживает около двух тысяч человек, знающих родной язык, обычаи и традиции предков.
Однако на протяжении своей истории коми-язьвинцы не раз подвергались дискриминации со стороны властей: и как последователи старообрядчества, и позднее - в ходе реализации советской национальной политики. После 1926 года все коми-язьвинцы в официальных документах назывались русскими.
К сожалению, безвозвратно утеряны некоторые традиции и обряды коренного населения Северного Урала. Существовавший долгое время запрет на использование родного языка на официальном уровне, отсутствие государственной поддержки в сохранении и развитии оригинальной культуры привели в частности к тому, что до нас не дошло множество интереснейших сведений о коми-язьвинских пермяках.
Коми-язьвинцы никогда не получали образование на родном языке. Было время, как вспоминают старожилы, за каждое родное слово, произнесенное в школе, ученика ставили в угол, а иногда он получал по лбу линейкой. Что можно было ожидать от такого отношения? Казалось, что никогда не только не будет поддержки развития языка, но и общественного внимания к нему.



Красновишерск проехали очень быстро, задерживаться нигде не стали, только заскочили в "Магнит". Направились к Ветлану, до него от города около восьми километров по живописной дороге вдоль Вишеры.



Выехав за последний поворот извилистой дорожки на нас неожиданно из-за кустов ивы выплыл величественная скала. Ощущения от её размеров неописуемые. Огромная каменная стена, идущая вдоль Вишеры.

Ветлан представляет собой почти отвесную систему высоких скалистых утёсов, растянувшуюся вдоль реки Вишера на 1750 метров. Высшая точка 263 метра над уровнем моря. Это один из немногих в Пермском крае природный туристский объект, который оборудован для посещений. К вершине камня ведёт деревянная лестница (около 700 ступеней), поэтому подъём не составляет особого труда.



Подъехали в лестнице, ведущей на вершину скалы. Велосипеды сдесь укрыть было негде. Проехали чуть дальше, метров на сто, спрятали технику и вещи прямо в прибрежных зарослях ивы. Пошли на Ветлан.











На самой вершине оборудована смотровая площадка, с которой открывается панорамный вид на бесконечные широкие дали Пермской земли. Отсюда можно увидеть Полюдов камень, внизу плавно несёт свои воды Вишера. Посредине русла реки Вишеры у камня Ветлан находится цепь рукотворных островков - ряжей, которые создавались в сложных условиях заключенными лагерей в 1920-1930-х гг. Ряжи служили для разделения реки на два русла, облегчающие управление молевым сплавом.




















Ряжи на Вишере



С Ветлана отлично виден Полюдов камень. С помошью длиннофокусной оптики можно разглядеть в деталях вершину горы.


Полюдов камень

Существует красивая версия происхождения горы Полюд, она связана с любовной историей. Жили когда-то два друга-богатыря Полюд и Ветлан. Полюбили они одну красавицу по имени Вишера. Кому девушка достанется в жены? Взялись они решить это состязанием. Шесть дней метали друг в друга стопудовые камни, устали, склонились и превратились в каменные глыбы. А девушка от горя упала меж ними и пролилась рекою. С тех пор так и стоят Ветлан и Полюд напротив друг друга, разделённые быстротечной рекой Вишерой.
Есть у Полюда и реальные истории. Когда-то на вершине горы жили монахи, стояла здесь каменная часовня, и бил источник, который и по сей день существует и считается святым. Ещё на Полюде есть достопримечательность - это "след великана". По форме похожее на отпечаток гигантской стопы своеобразное углубление в камне. По народным поверьям, этот след принадлежит никак иначе - богатырю Полюду.
Высота горы составляет почти 530 метров, её поверхность - а это ни много ни мало 860 гектар - покрыта уникальными реликтовыми растениями. С её вершины открываются невероятные виды на тайгу. Откуда можно увидеть Ветлан, Помянённый камень, живописнейшую панораму Чердыни и Красновишерска.





Напротив Ветлана на противоположном берегу можно увидеть остатки, когда-то существовавшей здесь деревеньки. Дома, улица, причал.





В самой скале мы обнаружили несколько гротов. Вот один из них:






Лес на вершине Ветлана










Обитатели скалистых стен







На вершине пробыли больше часа. Никакого времени не хвалит, чтобы в полной мере насладиться видами просторов.
Спустились и вышли на берег реки. Здесь прямо из скалы бьют несколько ключиков с чистейшей и очень вкусной водой.























Вернулись к велосипедам. Начался дождь. Переждали его под ивами. С небольшой грустью, расстались с каменным великаном и поехали обратно в город.




Село Бахари на правом берегу Вишеры. Отсюда начинают восхождение на Полюд



Только доехали до Красновишерска, как с запада налетела гроза, пошёл страшный ливень, который мы переждали под крышей автобусной остановки, заодно перекусив и позвонив домой.
В этот день нам предстоял ещё один участок, протяжённостью около 35 км. Нужно было уйти на восток от Красновишерска в сторону Ваи. Дело в том, что на следующий день нас ждало восхождение на гору Помянённый (Колчимский) камень. Пеший путь на вершину горы начинается именно от этой дороги.



Как только закончилась граница Красновишерска, закончился и асфальт. Началась вполне сносная грейдерная дорога. Но и подъёмов добавилось, ведь мы двигались в горы, ближе к Уральскому хребту.










Дорога на Ваю

С одного из перевалов можно разглядеть останцы причудливой формы на вершине Помянённого камня.






Подъём, в который мы заезжали двадцать минут


Дорога на Ваю






У дороги Чибис...

Доехали до своротки на Помянённый камень уже в десятом часу. Последние пара подъёмов дались особенно тяжело, пришлось даже идти пешком.
Возле уходящей в лес дороги стоит указатель и информационный щит, говорящий о том, что отсюда начинается путь в гору, за деревьями находится беседка со столом и лавками. Решили на сколько возможно уйди дальше по дороге в гору, дабы на следующий день сократить путь. Проехали пару километров до поляны с костровищем откуда открывается замечательный вид на вершину камня и идёт пешая просека. Ужин готовили уже в сумерках при свете налобного фонаря. Спать легли в полночь. Начал слабо накрапывать дождь.

GPSies - По северу Пермского края. День 3

Велопутешествие по северу Пермского края. День четвёртый


  • 1
Скалы и вид с них офигенные! Отличные фоточки.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account