Previous Entry Поделиться Next Entry
Велопутешествие по северу Пермского края. День второй. Часть вторая
dkarpunin

Велопутешествие по северу Пермского края. День второй. Часть первая

После Узкой улочки мы направились в самую северную точку нашего маршрута - посёлок Ныроб.

Первое письменное упоминание о деревне Ныробке относится к 1579 году.
Ныр в коми-пермяцком языке означает "нос", ыб - "поле", то есть "Носово поле", или "поле Носа" (в 1579 году в Ныробе жил Иванко Нос, основатель местной фамилии Носов).
В 1601 году сюда был сослан (и вскоре здесь умер) Михаил Никитич Романов, дядя будущего царя Михаила Фёдоровича. Впоследствии, в 1621 году, после прихода Романовых к власти, жители Ныроба за то, что помогали ссыльному вопреки воле тюремщиков, были награждены обельной грамотой (освобождены от налогов).
В 1913 году в Ныробе отбывал ссылку будущий видный политический и военный деятель Советского государства К. Е. Ворошилов (в доме, где он жил, с 1932 года до конца 1950-х гг. существовал мемориальный музей).
В периоды 27 февраля 1924-10 июня 1931 года и 20 октября 1931-4 ноября 1959 года был центром Ныробского района.
Со 2 января 1963 года является посёлком городского типа.

Ныроб встретил обелиском с указанием года основания посёлка "1579".
Проехали по району Люнва, где находится несколько исправительных колоний. Необычно видеть, как по одну сторону центральной улицы возвышаются трёхрядные заборы из горбыля, увешанные колючкой и видеокамера, за которыми виднеются крыши бараков и надзирательные вышки с зарешёченными окнами и автоматчиками, а по другую мирно стоят жилые дома, магазины, бегают ребятишки. Снимать на фото такой симбиоз я не решился по понятным причинам, хотя на обратном пути всё же включил видеокамеру, посмотрите.
Между Люнвой и центром посёлка находится кладбище.
Проехали в центр, где находятся главные достопримечательности - Романовский садик с часовней над ямой боярина Михаила Никитича, белокаменная Никольская и Богоявленская церкви.

Богоявленская церковь

Богоявленская церковь (1736). Наружный вид церкви сдержан и скромен, стены без украшений, однако, внутреннее убранство было богатым. Внутри церкви стояла гробница и хранились цепи Романова - главная святыня Ныроба. В настоящее время в помещении церкви находится отделение банка.

Крест в память репрессированым

Никольская церковь

Никольская церковь построенная в 1704 году и освященная в 1705 году.
Архитектура церкви решена в стиле "московского барокко". Церковь имеет традиционное построение - по одной оси расположены квадратный в плане куб, трапезная, пятигранная апсида. Чуть позднее с запада пристроили крыльцо с висячей гирькой. При реставрации памятника в середине 1950-х годов его убрали, посчитав за деталь, не соответствующую первоначальному облику.
Церковь поставлена на бутовый фундамент и опоясана многопрофильным цоколем и поребриком. На южной стороне трапезной находится вход в подклет. Двусветный куб храма увенчан пятиглавием. Первоначально главами выделялись апсида и трапезная.
Никольская церковь славилась обилием украшений барочного типа. Весь памятник убран каменной резьбой. Фасады храма украшены наличниками, многорядными карнизами с модульонами, ажурными полукружьями закомар.
Немалый интерес представлял интерьер Никольской церкви. В стенах храма, обращенных к алтарю и трапезной, сделаны трехарочные проемы. Пластичность интерьеру придают сомкнутые своды, высокие распалубки окон в алтарной апсиде, трапезной и откосы верхних окон в храме. В трапезной и храме стены были покрыты росписью по известковой затирке. В летописи церкви, на правой стене центральной арки (позже забеленной) при переходе из трапезной в храм, было указано, что "начато сие стенное письмо в 1722 году, а совершися в 1725 году. Писал второй степени живописец Михаил Казаринов".
В Никольской церкви обнаружено и такое явление: на всех четырех сторонах свода имеются углубления в виде восьмиконечных крестов, заполненные деревянными крестами. В стенах храма реставраторы обнаружили ниши с глиняными сосудами, которые улучшали акустику. Помимо архитектуры, храм интересен иконой Святого Христофора с собачьей головой. Cо строительством церкви связана легенда о строителях, возводивших ее не на глазах у жителей, а глубокими ночами. Ставили ее без лесов и подъемов. На свет она явилась враз, как только поставили главы и кресты.

Октябрьская улица

В Ныробе мы прежде всего хотели попасть в Никольскую церковь и, конечно же, увидеть яму боярина Романова. В воскресный вечер всё было уже закрыто. Досадно. Спросили прохожего молодого человека о том, кто нам может помочь с посещением церкви и ямы. Он сказал, что нужно идти прямо к попу. Мы пожали плечами, поехали к церкви, может там кто ещё что подскажет.
С северной стороны от церкви находится дом с приусадебным участком, у участка общая ограда с храмом, над входом в дом приколочен большой крест с распятием. Ну уж здесь нам наверно смогут помочь, подумал я. Постучались вышел мужчина с девочкой. Сказали, что раньше садик, яму и церковь они открывали, но с недавнего времени все объекты передали местному музею, нужно узнавать там. Надежда становились всё призрачнее. Здание музея не пришлось долго искать, оно расположено в центре на улице Ворошилова, рядом с Романовским садиком.

Северная сторона Никольской церкви

Музей был закрыт. Нам совсем стало грустно. А, чем чёрт не шутит! Позвонили в звонок, постучали в дверь, авось там кто есть, а вдруг. Спустя несколько секунд за дверями услышали шаркающие шаги и женский голос, - Открываю, открываю, подождите! Открыла по всей видимости смотрительница музея. Мы представились, сказали, что из далека, аж с самого Екатеринбурга, приехали специально посмотреть Ныроб и его святыни. Как только женщине на глаза попались наши велосипеды, глаза её загорелись, она с волнением стала рассказывать, что сама в молодости путешествовала на велосипеде, сейчас больные ноги и возраст не позволяют. Мы, мол, можно как-нибудь посмотреть яму, церковь и музей? Она ничего не говоря, протянула нам ключи от садика и часовни, сказала, - Смотрите, только потом всё закройте, а затем приходите в музей, покажу чем богаты. Мы поблагодарили, сказали, что всё будет в порядке.

Музей Михаила Романова

Часовня Архангела Михаила над ямой Романова

Над ямой стояла сначала деревянная часовня, а затем каменная часовня Во Имя Архангела Михаила (духовного покровителя Михаила Романова). В полу часовни находилось отверстие для спуска в яму-темницу, где Романов принял мученическую смерть. По случаю 300-летия Дома Романовых (1913 г.) вокруг часовни была поставлена железная ограда на каменных столбах. Сами металлические решётки были изготовлены на Мотовилихинском казённом заводе, а кирпичные столбики украшены узором (автор – пермский художник А. Н. Зеленин). В 30-е годы XX века часовня была разобрана, украшения с ограды сбиты, а на месте сквера был устроен парк отдыха. До наших дней сохранилась эта железная ограда и каменные столбы  с цветными изразцами. В 2001 году над ямой поставили ажурную металлическую конструкцию, стилизованную под часовню, она сейчас стоит в парке в Чердыни.
В год празднования 400-летия Дома Романовых на месте металлической часовни, вновь была установлена каменная часовня. В саду выложены прогулочные дорожки, установлены скамейки. Растут кедры и лиственницы, много цветов и травы. Ежегодно в середине сентября в Ныробе проводятся дни памяти, во время которых местный исторический театр с большой достоверностью разыгрывает сцены "Ныробский узник", отражающие прибытие несчастного боярина Романова в сопровождении стрельцов в Ныроб, его заточение, помощь местных жителей.

Романовский садик

В часовне

Спустились в яму, освещая её фонариком сотового телефона. Покажу на видео.
Холодок пробежал по спине от этого места. Как мог здесь провести целый год человек?

Вернулись в музей.

С интересом осмотрели скромные экспозиции. Многое в музее сделано руками заключённых здешних колоний. Чудесно побеседовали со смотрительницей. Спросили про возможность попасть в Никольскую церковь. Женщина сказала, что церковь можно открывать только с разрешения и в сопровождении батюшки. Сейчас это невозможно.

Поблагодарили смотрительницу, заплатили символическую цену за посещение музея и ямы - 50 р. Отправились на поиски ещё одной ныробской достопримечательности - Свято-Никольского родника. Спросив у прохожей, без труда нашли дорогу к источнику.

Свято-Никольский родник

Вода в нём чистейшая, с примесью серебра, необыкновенно вкусная и возвращает силы.
Легенда гласит, что в 1619 году на пне в небольшом логу, окружённом вековыми елями, явилась икона Николая Чудотворца, и забил родник. Купцы, проезжавшие с товарами по Печорскому тракту, неоднократно увозили икону в Чердынь, но каждый раз она чудесным образом возвращалась в Ныроб. Тогда для неё в Ныробе построили Никольский храм, а над родником - часовню.
В XVIII-XIX веках явлённую икону носили крестным ходом до Соликамска. В годы революции икона была утеряна, список с неё хранится в Музее истории веры в Чердыни. В период, когда храмы были закрыты, для жителей Ныроба и ближних поселений единственной возможностью собраться для общего моления оставалось местечко на окраине - возле Никольского родника. Приносили икону Николая Чудотворца, зажигали свечи и женщины, знающие традиционный канон, проводили праздничную службу, которая заканчивалась освящением родниковой воды.
На месте выхода воды сегодня, как и прежде стоит небольшая деревянная часовня. В весенний Николин день - 22 мая - из Никольского храма верующие идут крестным ходом к роднику, где совершается чин водосвятия.

Заполнили водой все тары, что у нас были.

Выехали на дорогу и двинулись из Ныроба обратно на юг до Чердыни, или куда сил и времени хватит.

Река Колва

Пока ехали наслаждались закатными видами.

Камгортские рыбаки на Колве

Камгорт

К восьми вечера доехали до Чердыни, немного передохнули в парке возле той самой металлической ограды, которая некогда стояла над ямой Романова в Ныробе.

Решили всё же проехать дальше и встать на ночь на берегу реки. Доехали до села Серёгово и за ним ушли к Колве. Нашли отличное место, поставили палатку в трёх метрах от воды, наелись вкусного супа и улеглись спать под шум лодочного мотора. В этот день мы намотали больше сотни километров.

GPSies - По северу Пермского края. День 2

Велопутешествие по северу Пермского края. День третий

• 1

Дай,Бог вам доброго пути!)))

Слежу за вашим путешествием...

Re: Дай,Бог вам доброго пути!)))